Аннексированный Россией Крым находится в «коматозном» состоянии, и уже в этом году возможности Украины насчет его возвращения могут расшириться, — мнение живущего на полуострове журналиста Сергея Крымова для «Апострофа».
«Крымнаш» встретил Новый год в коматозном состоянии. Пропагандистский триумф угас окончательно, управленческая несостоятельность и политические просчеты легли мертвым грузом на российскую экономику. К концу 2015 года стало очевидно, что Запад не согласится на предложенные Кремлем геополитические размены. Перед Киевом открывается широкое окно возможностей и перспектив возвращения утраченной территории.
Автор проекта Free Crimea и политтехнолог Тарас Березовец сообщил, что уже в текущем году могут появиться стратегия по освобождению оккупированного полуострова, как официальный документ, принятый СНБО Украины, а также международная группа по возвращению Крыма. «По Крыму Россия отказывается категорически создавать подобные механизмы, и понятно, что она не будет их создавать, и она не пойдет на это. Но я не исключаю того, что появится некая контактная группа даже без участия Российской Федерации, куда имеет смысл подтянуть, например, страны Балтии, ту же самую Турцию, а также Грузию, Молдову — страны, которые пострадали напрямую от России и российской агрессии», — сказал эксперт.
Из источников, заслуживающих доверие, известно, что Березовец — среди тех, кто вхож на Банковую. То есть за его словами могут скрываться реальные планы украинского руководства, которое пока только выступало с лозунгами и обещаниями.
В начале прошлого года в сторону Администрации президента полетели обвинения, что украинские власти только на словах намерены вернуть утраченные территории. Говорилось и о том, что правительство и парламентариев вполне устраивает сложившийся статус-кво, а некоторые неплохо зарабатывали на поставках продуктов и промышленных товаров на аннексированный полуостров. Надежда зиждилась только на принципиальности США и ЕС, а также глупости и откровенном авантюризме Кремля, загоняющего РФ в очередной тупик.
Российский президент Владимир Путин, не подумав, «хапнул» Крым. После, желая начать торг с Киевом и Вашингтоном, развязал «гибридную войну» на Донбассе, но и там потерпел поражение. Два этапа Минского переговорного процесса и подписанные соглашения не принесли россиянам ожидаемого успеха. Проблема Крыма не снята с повестки дня, санкции разрушают остатки «путиномики», «Искандеры» перестали хохотать. Имея в тылу непризнанный «Крымнаш» и разлагающиеся террористические «республики» Донбасса, Москва сунула руку еще и в сирийский капкан. Операция на Ближнем Востоке изначально было затратной и бесперспективной. Там Москва умудрилась напороться на турецкие интересы. Анкара не стала разводить политес и после нескольких официальных предупреждений сбила российский бомбардировщик.
«Крымнаш» дал старт серии персональных поражений Путина. К осени 2015 года стало очевидно, что США не пойдут ни на какие «мюнхенские сговоры» с Россией по Украине. «Подлые» американцы весь прошлый год сопротивлялись, игнорируя потуги российских дипломатов, которые чуть ли не открыто предлагали Вашингтону вернуться в ялтинско-потсдамский мир с фиксированными сферами влияния. Контакты Белого дома с Кремлем стали формальностью, они не привели к снятию санкций. Напротив, Вашингтон ввел в действие первый пакет ограничительных мер против Москвы уже за сирийскую кампанию.
Ситуация для Путина настолько плохая, а достижений настолько мало, что Москве для поддержания пропагандистского куража пришлось организовать откровенно клоунский «соцопрос» по поставкам украинской электроэнергии на полуостров. Насчитали аж 93% респондентов…
Недоработки Киева отчасти компенсировали провалы Кремля. С весны 2014 года украинские власти так и не разработали внятную стратегию возвращения оккупированного Крыма. Понятно, что такие документы носят строго секретный характер, и никто в здравом уме не будет требовать от Банковой или СНБО раскрыть подробности, но Петру Порошенко достаточно было просто сказать: «Стратегия есть, план определен. Мы работаем». Страна пока этого не услышала. Зато мы получили «свободную экономическую зону», позволившую украинскому бизнесу на полуострове поднять оккупационный флаг и не платить Киеву налоги.
Сейчас в вопросе возвращения Крыма первую скрипку играет не столько власть, сколько гражданское общество и активисты. Продовольственная, а затем и энергетическая блокада полуострова (при всех их недостатках) показали полнейшую управленческую непригодность команды «премьера» полуострова Сергея Аксенова, широко известного в узких криминальных кругах под кличкой «Гоблин», и неспособность федерального центра обеспечить полуостров. «Крымнаш» так и остался большой потемкинской деревней, виртуальной картинкой российского ТВ, обезумевшего от собственного вранья.
При разработке реальной стратегии деоккупации стоит учесть ряд важных моментов. Крым, как показала практика, оказался не ценным приобретением, а ядовитым плодом, который россияне поспешили проглотить. Исходя из логики текущего процесса, Кремль в 2016 году будет все дальше дистанцироваться от украденного полуострова, игнорировать его социальные проблемы, перекладывая ответственность на местных «начальников». В Москве всерьез задумываются над переводом Крыма на «хозрасчет». Дела в российской экономике настолько плохи, что денег не хватает даже на «сакральный» полуостров. В глазах Москвы Аксенов и действующий с ним в одной упряжке «спикер» Владимир Константинов перешли из категории «героев» в разряд мальчиков для битья. Пока их лупили дозировано, ограничивая в административном влиянии и заводя уголовные дела на подчиненных. В новом году удары будут жестче.
Москва не признает своих ошибок, а финансирование существенно сократит. Пресловутую «федеральную целевую программу» так и не запустили. В новом году Кремль, скорее всего, пойдет на ее фактическую ликвидацию. Никаких «больших российских денег» полуострову не видать. Большая часть средств уйдет на «мосты» в Крым (как бы транспортный и «энергетический») и обеспечение военного контингента. По сути, эти прожекты — продолжение «олимпийского пиршества» московских клептократов. Они не нацелены на решение логистических и прочих проблем оккупированной территории.
Уже сейчас между крымской полукриминальной «элитой» и московскими чиновниками лежит тень недоверия. В новом году она превратится в пропасть. Севастопольский «спикер» (он же «народный мэр») Алексей Чалый быстро сориентировался в ситуации, покинув на излете прошлого года занимаемую должность. Кстати, из всех фигурантов «крымской весны» Чалый — наиболее хитрый и расчетливый персонаж, умело маскирующийся под простого мужика-работягу. А вот «губернатору» Севастополя Сергею Меняйло опасаться нечего. Он находится под прямым патронатом «представителя президента» РФ Олега Белавенцева и стоящего за ним министра обороны РФ Сергея Шойгу. В экстренной ситуации его эвакуируют. Аксенова и Константинова же спасать некому. Не исключено, что в новом году они лишатся своих должностей…