Президент Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО от 25 марта о введении персональных санкций в отношении лиц, причастных к преступлениям против украинских политузников в России — Надежды Савченко, Олега Сенцова и Александра Кольченко.
В списке из 84 лиц — главы ФСБ и Следственного комитета РФ Александр Бортников и Александр Бастрыкин, заместитель Генпрокурора Виктор Гринь, сотрудники ФСБ и следователи Следкома, судьи, полицейские и лжесвидетели обвинения, т.е. люди, причастные к противоправному осуждению украинских граждан.
Цель украинского списка Савченко—Сенцова—Кольченко, как заявлялось, — придание ему такого же статуса, как и «списку Магнитского», со всеми вытекающими международными санкциями в отношении лиц, которые прямо причастны к похищению, незаконному лишению свободы, пыткам и осуждению граждан Украины в России. Понятно, что первым шагом к этому должен был появиться украинский список.
И вот мы его читаем. В санкционном списке есть и представители оккупированного Крыма, изменившие присяге народу Украины и служащие теперь в российских силовых структурах. Это «прокуроры» Наталья Поклонская и Арсений Суходолов, «судьи» Денис Диденко, Янина Охота (Кожемяко) и Александр Тонкоголосюк, сотрудники ФСБ Сергей Марков, Андрей Тишенин, В.Абдулаев.
Но вот незадача — в приложении к указу они значатся… гражданами РФ. При этом нам с вами ничего не известно о том, что они вышли/утратили украинское гражданство законным путем — через подачу заявления про выход из гражданства Украины и соответствующий указ президента Украины. Конечно, основание для утраты гражданства Украины безо всяких прошений, закрепленное в законе, у всех у них на лицо и железное — добровольное приобретение гражданином Украины гражданства другого государства (ст. 19 закона о гражданстве Украины). Но, опять-таки, нам не известно об указах, которыми бы президент Порошенко наказал крымских отступников лишением гражданства. А без указа — никак. Поэтому, как гласит ст. 2 того же закона, «если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства или государств, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины».
Вместе с тем, по закону о санкциях, ограничительные меры со стороны Украины применяются «в отношении иностранного государства, иностранного юридического лица, юридического лица, находящегося под контролем иностранного юридического лица или физического лица-нерезидента, иностранцев, лиц без гражданства, а также субъектов, осуществляющих террористическую деятельность». То есть по этому закону, в отношении граждан Украины, подозреваемых в системных нарушениях прав человека, санкции ввести невозможно. Но как тогда формировать список «Савченко—Сенцова» с прицелом на прецедент «закона Магнитского»? Судя по всему, мощные умы в СНБО и АП пошли по самому простому пути — вписали украинских граждан-предателей гражданами РФ.
Однако, следуя указу президента о введении персональных санкций, где Поклонская и проч. названы гражданами России, мы должны понимать, что отныне Украина:
— допускает игнорирование закона о гражданстве;
— признает автоматический отказ от гражданства Украины (для этого достаточно сдать при приеме на работу в российские органы украинские паспорта. А все, кто в погонах, обязаны были это сделать);
— считает законной данную «процедуру», которую можно распространить на всех желающих не только в Крыму, но и в ОРДЛО.
Это во-первых. Во-вторых, напомним, что на сотни крымских прокуроров, судей и милиционеров открыты дела по статье о госизмене. Что теперь нужно сделать с этими уголовными производствами — «переписать» или закрыть, учитывая, что все подозреваемые — иностранцы? На минуточку — о подозрении уже сообщено 327 крымским судьям, 144 сотрудникам органов прокуратуры…
В-третьих, что делать с судебными решениями о наложении ареста на имущество «героев» Крымский весны? Того же Константинова, к примеру, у которого по всей стране разбросаны недострои, строительная техника и узаконенная недвижимость «Консоли»? Извиниться за неудобства и постараться найти в действующем законодательстве релевантные нормы для ареста имущества нерезидентов?
Не хочется продолжать перечень, который профессионалы — действующие прокуроры и юристы — привели мне в ответ на вопрос «а что, если?». К слову, об этой «тонкости» указа президента они узнали из нашего вопроса. Но на одном обстоятельстве остановимся подробно.
Представим себе пока что фантастическую ситуацию: уголовное производство по делу о незаконном лишении свободы Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и Алексея Чирния суд заочно выносит обвинительный приговор. И все осужденные объявляются в международный розыск и, следуя процедуре, Украина требует у России их выдачи. Выдачи граждан РФ, как сама Украина указом президента признала?!
Замечу, что фантастичность ситуации объясняется исключительно тем, что уголовное дело по факту незаконного лишения свободы четырех граждан Украины из т.н. «группы Сенцова» (а не двух, которые названы в санкционном списке) на сегодня находится в стадии глубокой заморозки. Уголовное дело, открытое прокуратурой только по статье о незаконном лишении свободы (пытки, незаконный вывоз за пределы Украины, неправомочное осуждение в квалификации дела не присутствуют), расследуется крымским главком Нацполиции, который находится в Одессе. По информации прокуратуры АРК, в производстве следователей главка на сегодняшний день находится свыше 250 уголовных дел. Их «героически» расследуют два следователя. Еще два — на длительном больничном. Не лишним будет напомнить, что воссозданный крымский главк МВД образовался в Одессе только и поскольку, что министру Арсену Авакову срочно надо было куда-то на приличествующее генеральскому званию место определить бывшего главного милиционера Одесчины Катеринчука — по президентской «квоте» в область зашел ставленник губернатора Саакашвили Лорткипанидзе. Недавно Катеринчука назначили ректором академии МВД. Новый начальник главка Нацполиции в АРК так и не назначен. А дела на расследование преступлений на территории оккупированного Крыма продолжают «падать», ввиду подследственности, в Одессу. Думаю, два следователя за день даже не успевают просто открыть и переложить тома сотен дел с одного края стола на другой…
Теперь о «мелочах» президентского указа по списку Савченко—Сенцов—Кольченко. В качестве мер ограничения, в соответствии с законом о санкциях, для его фигурантов вводится отказ в предоставлении и отмена виз резидентам иностранных государств, применение других запретов въезда на территорию Украины. Речь идет о гражданах Российской Федерации. С которой у нас все еще безвизовый режим. Что будем отменять и в чем отказывать, к примеру, господину Бастрыкину? Или гражданке Украины Поклонской? Ведь по закону, а не указу, она таки гражданка Украины.
Да и, увы, все можно списать на «человеческий фактор» исполнителей, но это будет признанием неквалифицированного подбора людей, готовящих документы для СНБО и проверяющих их затем в АП… Или сослаться на «техническую ошибку», но тут следует понимать, что для ее устранения теперь нужно пройти заново путь введения в действие решения СНБО.
Если, конечно, не принять во внимание еще один вариант — написанному верить. «Тайная дипломатия» президента Порошенко, к сожалению, накрыла и внешнюю, и внутреннюю политику государства и служит стыдливым фиговым листком для признания продолжающегося развала правовой системы. Впрочем, этот листок уже давно скукожился и отпал…
Однако, даже приняв в качестве объяснения для многих очевидную полную профессиональную деградацию институтов власти, невозможно не говорить о последствиях данной «ошибки». Ведь, обобщая, можно сказать, что речь идет о ползучей легитимизации аннексии Крыма. Признании российских паспортов, выданных в Крыму, правомочными, а не просто — аусвайсами комендатуры оккупантов. Признания гражданами РФ, а значит, недосягаемыми для привлечения к уголовной ответственности, предателей из числа военнослужащих, сотрудников СБУ, МВД и госслужащих. Ну, а там недалеко и до следующего шага — признания автоматического «введения в гражданство РФ» ввиду проживания на полуострове в момент оккупации и аннексии. Таковыми, напомню, российским «правосудием» были изначально признаны Олег Сенцов и Александр Кольченко. И лишь осудив их на 20 и 10 лет лишения свободы и отправив по этапу, им таки даровали право быть гражданами Украины.
Объяснение всему (но не утешение) можно, конечно, найти лишь в том обстоятельстве, что в действительности данный санкционный список — чистой воды пиар-текст. И готовили его не юристы, а блатные «специалисты» и пиарщики, которыми кишит АП уже традиционно. Вместо этого, а еще лучше — в подкрепление санкционного списка «Савченко—Сенцова—Кольченко» — президент Украины должен поставить перед правоохранительными органами задачу в кратчайшие сроки провести досудебное и обеспечить судебное расследование дел по преступлениям в отношении своих граждан, объявить в международный розыск подозреваемых/обвиняемых/осужденных. Это не мой вывод — это общее мнение правозащитников и адвокатов номинантов санкционного списка.
В общем, опять стыдно — а ведь могло быть достойно.
Источник: ZN.UA