Видеоблог Евгения Лешана о незаконной попытке украинских чиновников переформатировать санкционную политику Украины.
Закон о санкциях Украина приняла в 2014 году, однако применила только через полтора года после вооруженной агрессии России против Украины — в сентябре 2015 года. Предыдущая власть вводила санкции против России непоследовательно и бессистемно.
В Украине нет единого центрального органа власти, ответственного за санкционного политику. Как, например, Департамент по контролю за иностранными активами (OFAC) в составе финансовой разведки Министерства финансов Соединенных Штатов Америки.
У нас предложения по введению или отмене санкций имеют право подавать Верховная Рада, президент, Кабинет министров, Национальный банк и Служба безопасности Украины.
Новая власть Украины не добавила к санкционному перечню ни одного новой строки и не продлила никаких санкций из тех, срок которых истекает в ближайшее время. То есть, санкционная политика Украины пока отсутствует вообще.
В то же время чиновники хотят передать контроль за санкционной политикой в руки СБУ — и выбирают для этого откровенно незаконный путь.
Так, решение об определении СБУ координирующим органом по санкционной политике приняло нелегитимное видеосовещание из нескольких министров, глав СБУ и Нацбанка и премьера, под председательством секретаря СНБО Алексея Данилова. Мы имеем копию протокольного решения по этому совещанию.
Это яркий пример правового нигилизма действующей власти. Основы санкционной политики определяются Законом о санкциях, следовательно и изменения в нее могут вводиться исключительно через изменения в соответствующий закон.
Для чего это СБУ? Ответ мы видим в подписанном 15 мая 2020 года президентом решении СНБО о снятии санкций с целого ряда пособников сепаратистов и приближенных к РФ IT-компаний. Координация санкционной политики очевидно нужна, но не для того, чтобы отменять санкции и облегчать жизнь Кремлю!
Властям самое время остановиться и вернуться в правовое поле.