Чем ближе выборы, тем сильнее чувствуется любовь власти к народу. Любовь, надо заметить, весьма специфическая.
На последнем заседании Совета министров Крыма был принят ряд замечательных распоряжений, касающихся расходования доброй сотни миллионов бюджетных гривен. Самым объемным стало распоряжение о внесении изменений в роспись субвенции из госбюджета на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах. В редакции от 9 апреля 2012 года 84,5 миллиона гривен субвенции были распределены между шестью распорядителями – Службой автомобильных дорог в Крыму и пятью городами, хватить средств должно было на 115 объектов.
Очередная редакция росписи субвенции впечатлила. Те же 84,5 миллиона разделили между 25-ю распорядителями, а количество объектов перевалило за 800!
Такие же изменения постигли суммы, выделенные из других источников финансирования, но на схожие цели. Например, роспись средств из спецфонда бюджета Крыма на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог еще в мае этого года содержала 11 позиций. Спустя полгода сумма финансирования выросла на миллион, а количество позиций – на пять. Перечень финансируемых за эти деньги объектов раздулся еще больше. Чего стоит только появившаяся строка «стоимостью» 1 миллион гривен, на который собираются отремонтировать подъездные пути к 36 симферопольским школам. Тем, кто следит за новостями о госзакупках на нашем сайте, такая сумма на такое количество объектов может показаться фантастикой – ведь они помнят о километре дороги Гончарное-Ялта, стоимость реконструкции которого перевалила за 50 миллионов гривен. Сравнить бы сметы…
Самых удивительных моментов здесь мы выделим два.
Во-первых, через бюджеты управлений жилищно-коммунального хозяйства и местные исполкомы финансируется ремонт дорог, которые были или должны быть отремонтированы по результатам тендеров, проведенным другим заказчиком – Главным управлением капитального строительства при Совете министров Крыма, и на эти дороги (в случае, если работы, конечно, выполнены), еще должны действовать гарантии. Представьте, что вы купили телевизор, и он сломался на третий день работы. Имея на руках гарантийный талон, вы будете его ремонтировать за собственный счет?
Крымское правительство за наш с вами счет — будет. Например, печально известное нашим читателям ЧП «Строй-центр 2» в 2011 году получило подряд на ремонт керченских улиц Айвазовского, Самойленко, Кирова и Свердлова в Керчи на сумму 35 миллионов 104 тысячи 932 гривны. В 2012 году на капитальный ремонт улицы Самойленко Керченскому ЖКХ выделено 999 тысяч гривен. Также выделены деньги на текущий ремонт улиц Кирова и Свердлова – 98 и 53 тысячи гривен соответственно.
Во-вторых, распыление суммы, предусмотренной на один объект, на восемь других не означает, что работы вдруг подешевели. Это значит, что они будут затянуты из-за недостаточного финансирования, либо указанный на бумаге как «текущий» или «капитальный» ремонт на деле окажется обыкновенным ямочным, которого надолго не хватит.
Но здесь важнее другое. Как раз подобное распыление средств и является главной причиной того, что почти каждое строительство социальных объектов «с фундамента» в Крыму застывает надолго. И пока ржавеет арматура на одном долгострое, правительство автономии плодит очередные. Подрядчикам же жаловаться на такой бардак вроде как не с руки – объекты застолблены, авансы получены. Особо ушлых подрядчиков долгий простой даже радует – когда деньги у заказчика появятся, объект очень даже может существенно подорожать. Так уже было.
Этими деньгами можно было закрыть финансирование, предусмотренное на текущий и капитальный ремонт десятков крымских улиц – договоры были заключены еще в прошлом, и даже позапрошлом годах, а денег все нет.
Также эти деньги можно было пустить на строительство шести новых детских садов, уже ставших долгостроями. Конечно, здесь можно возразить – субвенция ведь целевая, на дороги. Но, видимо, деньги именно с таким назначением и просили члены единой команды власти в Симферополе у членов единой команды власти в Киеве.
Объяснение такому распределению средств, на наш взгляд, кроется в том, что скоро выборы. Если обратить внимание на то, какого рода объекты «добавились» в росписях, увидим – подъездные пути к детским садам и школам, больницам, множество дорог. То есть, показательно поверхностные работы будут вестись там, где их будет видеть крымчанин в избирательный сезон и в день голосования по пути к участкам. На больший срок этих денег хватит едва ли. И весьма вероятно, что партия власти снова спутает казну государства с собственной «тумбочкой», выставив себе в заслугу этот ремонт, оплаченный за счет налогоплательщиков.
Но чувство обиды станет еще сильнее, когда блеск пущенной в нас «алмазной пыли» исчезнет, а резь в глазах — появится.