Образовательный округ: эксперимент по-крымски

Publications

t10Родители учеников симферопольской гимназии №1 обратились в редакцию «Центра журналистских расследований» с просьбой разобраться: законно ли требование администрации оплачивать по 180 гривен в месяц за некие образовательные услуги, которые нужно перечислять на счет частной фирмы. При этом родители просили сохранить анонимность, поскольку опасаются, что их действия скажутся на отношении педагогов или дирекции к детям. Оказалось, что в данном случае речь идет об очередном эксперименте министерства образования – создании образовательных округов, которые, по мнению реформатора Табачника, должны сэкономить бюджетные деньги и повысить качество образования.

Идея образовательных округов не нова: кооперация учебных учреждений разного уровня для  более эффективного использования ресурсов – методик, оборудования  и кадров – с разным успехом внедрялась в разных странах, в том числе, и в России еще десятилетие назад. Были эксперименты и в Украине: Мировой банк  финансировал проект по созданию округов с участием школ и вузов для углубленной подготовки учеников по избранным предметам в выходные дни. Однако утверждение Кабмином Украины «Положения об образовательных округах» в 2010 году  было воспринято, прежде всего, в связи с так называемой реформой, которая обернулась закрытием 300 малокомплектных школ. Ученики закрытых сельских  школ вынуждены добираться до т.н. опорных пунктов образовательных округов  – на автобусе раз в сутки. Однако протесты родителей министра  Табачника не остановили, и он прямо говорит, что создание образовательных округов позволит более эффективно распределять бюджетные средства, то есть, экономить.

t04В Симферополе реализатором пилотного проекта по созданию образовательного округа стала гимназия №1 имени Ушинского. По приказу управления образования горсовета гимназия должна стать опорным пунктом округа. Кроме того, туда войдут частный детский сад «Алые паруса», детский сад № 10, государственный Центр детского и юношеского творчества и частная фирма «Симферопольский городской центр образовательных услуг и детского творчества». Два последних будут захватывать т.н. сферу внешкольного образования – по сути, кружки и секции.

Как рассказывает директор гимназии №1 Игорь Ковалев, учреждения разных форм собственности были собраны в округ намеренно. «Что это нам дает? Вот у меня всего две официальные ставки для кружковой работы, на всех желающих не хватает. Я предоставляю детей и помещения центру, который не имеет столько помещений, зато имеют возможность предоставить руководителя. В рамках округа я имею право привлечь любого человека. Эти услуги оплачиваются как государством, так и родителями», – говорит директор.

t06Для оплаты этих дополнительных образовательных услуг составили договор, который и породил сомнения у родителей, обратившихся в нашу редакцию. В договоре прописана общая сумма платной услуги – 180 гривен в месяц и даже оговаривается пеня в случае несвоевременной уплаты. При этом, из документа неясно – какие именно образовательные услуги предоставляются. Однако директор гимназии уверяет, что  вариант договора неокончательный и будет дорабатываться – в зависимости от пожеланий родителей, выбирающих тот или иной предмет для дополнительных услуг. По словам Игоря Ковалева, большинство родителей согласилось оплачивать дополнительные услуги – 4 часа в неделю

«Родителям выдали договоры для ознакомления, они должны внести сами правки – определиться с предметами. А мы потом суммируем, что получается, чтобы отдать в бухгалтерию и провести калькуляцию. 180 гривен – это максимум, который они набирают, если берут 4 часа – если практически ежедневно имеют практические занятия. Если отказываются (есть и такие), значит, вообще ничего не платят», – говорит И.Ковалев.

И.Ковалев

И.Ковалев

Однако родителям учеников начальной школы, с которыми мы говорили, ни о какой дифференциации оплаты неизвестно. Говорят, что всех обязали платить по 180 гривен, причем некоторые даже не могут сказать – за что именно, другие же остались довольны. Заметим, большинство родителей не хотели говорить на тему платных услуг на камеру, опасаясь давления на детей.

Первые классы гимназии базируются в здании частного детсада «Алые паруса». По словам Игоря Ковалева, сотрудничество именно с этим дошкольным учреждением сложилось исторически – еще с подшефных времен. Теперь же на базе детсада новая коммерческая структура – «Симферопольский городской центр образовательных услуг и детского творчества» – будет оказывать факультативные услуги для начальной школы. Не бесплатно, разумеется. Родители учеников начальных классов не на камеру рассказывают, что их обязывают оплачивать за образовательные услуги на расчетный счет этой частной фирмы 180 гривен.

Как оказалось, данная фирма не имеет опыта оказания подобных услуг. По данным Единого госреестра, ООО ««Симферопольский городской центр образовательных услуг и детского творчества»  с уставным фондом в 100 гривен было образовано в июле этого года. То есть, накануне учебного года и старта пилотного проекта. Юрлицо зарегистрировано по адресу частного же детсада «Алые паруса» – пр.Кирова, 20. И учредители у фирмы и детсада одни и те же – два физлица: Игорь Сибилев и Дмитрий Татевосян. Руководитель новой фирмы одновременно является и  заместителем директора по воспитательной работе детского сада Юлиана Мытникова. По ее словам, детсад и Центр – разные юрлица, но оба – равноправные участники образовательного округа. Так же, как и государственные детсад и почти созвучный Центр детского и юношеского творчества. По словам начальника управления образования Симферопольского горсовета Татьяны Сухиной, лицензию центр также получил недавно – лишь в сентябре, и в лицензионном реестре ее пока еще нет.

t07Директор гимназии уверяет, что  с родителями начальной школы (1-4 классы) заключаются договоры только по работе кружков. Из 421 ученика начальных классов договоры подписали  только  213, остальные еще определяются с кружками. А вот с родителями учеников старшей школы, говорит Ковалев, будут подписывать договоры по платным образовательным услугам – дополнительным факультативам.

«Платные образовательные услуги – это здесь, в гимназии, это касается именно образования. Эти услуги проходят через бухгалтерию нашего городского управления Когда это касается кружков – это кружковая работа, и родители выбирают. У малышей пока, по сути, образовательных услуг, нет», – объясняет директор.

Однако заметим, что договоры, которые нам предоставили родители учеников начальной школы, ничем не отличаются от тех, которые подписывают родители детей постарше. И там, и там речь идет об образовательных услугах. Между тем, нормативный акт, который регулирует взимание платы на услуги в коммунальных и государственных учреждениях образования четко определяет принцип добровольности в получении таких услуг и абсолютную прозрачность всей процедуры. Включая и определение стоимости, по сути, репетиторских услуг для школьников.

Т.Сухина

Т.Сухина

Начальник управления образования Симферопольского горсовета Татьяна Сухина говорит, что учебное учреждение, которое  оказывает платные образовательные услуги, обязано за 20 дней разместить объявления для родителей, провести родительские собрания, обсудить вопрос на совете школы с присутствием родителей, старшеклассников, педколлектива.

«Есть типовое положение о платных образовательных услугах, с нами проходят согласование, затем – приказ по учреждению и централизованная бухгалтерия производит расчет платных образовательных услуг. Учителя тарифицируются, бухгалтерия рассчитывает оплату часа их работы», – объясняет начальник управления образования.

Однако разобраться в этих нюансах сходу не так-то просто даже вовлеченному человеку, что уж говорить о родителях, получивших  якобы недоработанный договор на руки, но  уже обязанных, по сути, по нему платить. Как показывает опыт соседних областей, где уже активно реализуется проект образовательных округов, чтобы не возникало пересудов и лишних вопросов – все нюансы должны быть подробно объяснены, приведены расчеты и проработан механизм контроля. Сделать это можно и на сайте школы, как например, сделали в Солонянском образовательном округе на Днепропетровщине

t11В дирекции 1 гимназии уверяют, что проект – по сути, экспериментальный, и в процессе его реализации, скорее всего, будет дорабатываться

Однако, как говорят специалисты, договор об оказании платных услуг необходимо привести в правовое поле уже в ближайшее время. В частности, по словам юриста Сергея Фоминых, в документе обязательно должен быть описан предмет договора.

«В договоре об оказании платных образовательных услугах должно быть конкретно указано, какие услуги предоставляются, с четким перечнем требования программ этих образовательных курсов. В них должно быть указано, кем конкретно эти услуги предоставляются. Глядя на этот договор, мы не можем понять, то ли эти платные услуги предоставляет гимназия №1, то ли – ООО, которое является стороной по договору», – говорит С.Фоминых

Кроме того, по мнению юриста, в договоре было бы целесообразно указать, что оплата взимается согласно предоставленной калькуляции, которая была бы неотъемлемой частью договора. Тогда такой вариант документа полностью соответствовал бы закону.

Об итогах очередного эксперимента по-крымски говорить пока рано: первые промежуточные итоги педагоги подведут в ноябре на специализированном семинаре.