Крымономика: российский “праздник”

Власть

Закончилось первое полугодие 2015 года. «Центр журналистских расследований» проанализировал экономическое положение Крыма спустя полгода после окончания «переходного периода». Что изменилось и в какую сторону, какие тенденции преобладают в экономической жизни полуострова сегодня.

4cb3d12d26a76e53d10c47770ecec9bb

Отметим, этот анализ сделан исключительно на данных крымских «министерств и ведомств». А также Федеральной службы Государственной статистики Российской Федерации.

Перерабатывающая промышленность в Крыму продолжает проседать: в мае «Крымстат» зафиксировал падение переработки в 13 % по сравнению с прошлым годом. Это в шесть раз больше, чем в России в целом. Транспортный комплекс перевез вдвое меньше пассажиров, чем в прошлом году.

Сельское хозяйство полуострова в этом году тоже ушло в минус. Эффект рекордного урожая 2014-го сработал лишь на несколько месяцев. По словам первого заместителя «министра сельского хозяйства» Республики Крым Николая Полюшкина, в этом году аграрии будут испытывать значительные трудности с реализацией выращенного зерна.

«Крым был ориентирован на экспорт с учетом нашего географического положения. Зерно уходило на экспорт через порты – это ячмень фуражный, пшеница продовольственная. Рядом у нас Турция, крупнейший импортер, который покупал у нас зерно… Теперь мы в зоне экономических санкций, в зоне эмбарго, под запретом вывоз в страны Евросоюза, страны НАТО», – обрисовывает сложившуюся ситуацию Николай Полюшкин.

Чиновник отметил, что в чистом виде экспорт зерна крымских товаропроизводителей маловероятен. Вероятнее всего – это будут схемы через Российскую Федерацию.

Сжался оборот розничной торговли. На фоне повышения цен более чем вполовину розница выросла всего на треть. Вероятно, чтобы не обнародовать глубину падения, крымские власти «пририсовали» себе на федеральном уровне к обороту розницы более 4-х миллиардов рублей.

Кризисные тенденции падения производства и торгового оборота усугубляет рост цен. С начала года он уже составил 20%, прирастив на столько же стоимость продуктовой корзины. Это почти в 2 раза превысило показатель прироста у соседей в Краснодарском крае.

рынокПока стоимость крымского продуктового набора в 3 тысячи 380 рублей остается одной из самых низких в России. Но удерживает Крым от «продовольственного кризиса» и связанного с ним неконтролируемого скачка цен поставка продуктов из Украины. В том числе – скрытого транзита в Россию.

Пока Крыму «отваливается» часть контрабанды, полуостров держится на плаву и показательно «заворачивает» часть украинской продукции.

«Если вы подъедите к границе Крыма с Херсонской областью, то увидите растянувшиеся на несколько километров очереди с продуктами питания, которые завозятся в Крым», – рассказывает народный депутат Украины, уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа Мустафа Джемилев.

По информации лидера крымскотатарского народа, из общего потока фур, желающих попасть в Крым «80-85 % перегружается в другие машины в районе Симферополя, там есть такой поселок Каменка, и потом через Керченский пролив дальше отправляется в Краснодарский край».

230b4f10ade9fe841f49d777a67974f4Нелегальный бизнес с большой прибылью всегда «притягателен». Теперь к крупнотоннажным фурам присоединились и грузовики меньшей вместимости. При перевозке продуктов грузом в 5-7 тонн чистая прибыль с одной «ходки» составляет до 50 тысяч рублей. При этом, украинская продукция переправляется в Россию по поддельным документам уже как «крымская».

Способствуют разгону цен и вливания из федерального бюджета. На прошлой сессии депутаты «Государственного Совета» Крыма снова увеличили доходную часть бюджета на более чем 15 миллиардов рублей. Эти деньги ожидаются якобы в счет реализации Федеральной целевой программы до 2020 года.

Однако запланированные структурные изменения в экономике под большим вопросом. Ведь в прошлом году три четверти полученных из России субсидий в Крыму попросту «проели». 105,3 из 127 миллиардов рублей были потрачены на социальную сферу.

Подводя итоги 2014 года «министр финансов» Крыма Владимир Левандовский отметил, что «главным приоритетом в условиях переходного периода при распределении этих средств являлось недопущение социальной напряженности. Поэтому финансовые ресурсы в первую очередь направлялись на выплаты пособий, помощь семьям с детьми, инвалидам с детства, предоставление льгот и жилищных субсидий населению, а также заработную плату в бюджетной сфере».

Наталья Зубаревич

Наталья Зубаревич

Наталья Зубаревич, профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики считает, что «пока что в Крыму проводятся операции по поддержанию жизнеспособности. И не более того. Федеральная целевая программа может реально начаться только тогда, когда будет построен Керченский мост».

Профессор МГУ прокомментировала, что «фактически мы закончили 2014 год с Крымом как с новым и самым высокодотационным субъектом Российской Федерации. Но и половина российских регионов закончила прошлый год по инвестициям с минусом».

«Объясните мне, почему в Крыму будет райский сад, когда на остальной территории России как-то, мягко говоря, «не очень», – задается вопросом российский экономист.

В результате, крымские бюджетники, получавшие в 2014 году зарплаты на уровне 21 тысячи рублей, отказываются в этом году работать за 14-15 тысяч. Хотя они установлены законодательно, их повышение вызывает дисбаланс с оплатой труда руководителей так называемых «муниципалитетов».

«Министр труда и соцзащиты» РК Елена Романовская настаивает, что республиканский «минфин» ущемляет интересы бюджетников. По словам чиновницы, «на сегодняшний день Минфин Крыма упорно просит внести изменения в закон по переданным полномочиям и установить заработную плату не 20 тысяч 800 рублей, а 15 тысяч для города и 14 тысяч для села. Минфин это мотивирует отсутствием средств». По ее словам, «это совершенно неприемлемо, потому что люди за полгода выполнили большую задачу».

Окончательно убедившись в невозможности решения вопроса поставки воды, власти не ограничились «прикрытием» продуктовой контрабанды, которая поддерживает Крым. На прошлом заседании Совмина единогласным решением дан старт на бурение скважин для нужд промышленности и сельского хозяйства.

Burenie-skvazhinyi

Бурение скважины в Старом Крыму

Геннадий Нараев, «министр экологии и природных ресурсов» Крыма представил соответствующий порядок. По словам «министра», это стало возможным благодаря изменениям в федеральном законодательстве о недрах. Полномочия по бурению скважин переданы с федерального уровня на региональный.

Запрет на выкачку воды свыше 500 кубов в день из одной скважины установлен. Но количество скважин при этом не ограничено. Теперь, к примеру, химический комбинат «Титан», который еще недавно был на грани остановки из-за перебоев с водой, может добывать ее, используя предпринимателей, которые будут выкачивать для его работы подземную воду в регионе. Извлекая столь ценный ресурс, комбинат продолжит наполнять бюджет оккупированного Крыма.

За пять месяцев в Консолидированный бюджет Республики Крым поступило почти 29,5 миллиардов рублей. Две трети из них – это субсидии и трансферты из федерального бюджета. В виде налогов и других платежей собрано всего около 9,5 миллиардов рублей.

«Продавленное» бизнесом снижение ставок до размера украинских способствовало двукратному увеличению количества налогоплательщиков, которые выбрали специальные режимы налогообложения. Теперь в Крыму работают более 35 тысяч предпринимателей данной категории, в том числе более 11 тысяч – юридические лица.

Однако их доля в наполнении бюджета республики равна всего 3,5%, в наполнении местных бюджетов – 11,8%

И предоставление крымским сельхозпроизводителям условий, по которым они работали в украинском законодательном поле, пока буксует. До сих пор не решен вопрос с единым сельскохозяйственным налогом. Статус плательщика НДС для полноценного участия в торговых отношениях аграриям российские власти так и не дали.

Наталья Зубаревич, в прогнозе о дальнейших перспективах республики отмечает, что «праздник души и именины сердца, наверное, в Крыму возможны, но хитрыми институциональными способами и с частичным отъемом денежных знаков у других».