Клубничный Стефано. Друзья оккупации Крыма из Италии

Расследования
Стефано Вальдегамбері й Сергій Аксенов Фото: Facebook @aksenov.rk

Итальянские друзья оккупации Крыма по совместительству борются за автономию северной Италии, традиционные ценности и за дружбу с Россией. А также ведут незаконный бизнес на оккупированной территории украинского Крыма. 

Международная ассоциация «Друзей Крыма» была создана российскими правительственными структурами в оккупированном Крыму в 2017 году. Сообщается, что в ее состав входят представители 30 стран мира. Цель ассоциации — легализация незаконной аннексии Крыма Россией, отмена западных санкций против РФ и и снятие «крымского вопроса» с мировой повестки дня. 

Центр журналистских расследований в цикле «Друзья оккупации Крыма» раскрывает имена агентов влияния Кремля в разных странах и источники финансирования их организаций. 

Италию в Координационном совете Ассоциации друзей Крыму представляет Стефано Вальдегамбери, депутат регионального совета североитальянского региона Венето. 

Типичный консервативный евроскептик, Вальдегамбери начинал свою политическую карьеру в партии христианских демократов. Его не устраивает, что объединенная Европа не придерживается традиционных ценностей, позволяет женщинам делать аборты, заставляет Италию принимать к себе «зараженных» беженцев. Европейская демократия, по мнению Стефано Вальдегамбери, не защищает права человека, а только прикрывается ими.

Зато о том, как замечательна Россия, как она сохраняет духовные ценности, как там свободно дышать и как коварно о ней лгут европейские медиа, Стефано Вальдегамбери может говорить и говорит в многочисленных интервью — долго, страстно, темпераментно — как и полагается настоящему сыну Италии. 

Стефано Вальдегамбери Фото: Facebook stefano.valdegamberi

Впрочем, Италия тоже не устраивает Стефано Вальдегамбери — она не дает достаточно возможностей и свободы для развития его родного Венето. Поэтому из христианских консерваторов Стефано подался в сепаратисты.

История североитальянского сепаратизма имеет популистскую экономическую подоплеку: промышленный север не хочет кормить аграрный юг. Но разговоры о независимости там обычно заканчиваются, стоит только партиям сепаратистов — таким как «Лига Севера», например — получить доступ к властным полномочиям и государственному бюджету. 

В 2013 году Вальдегамбери подал на рассмотрение регионального Совета законопроект о проведении референдума о независимости Венето. В Совете было достаточно его единомышленников, поэтому в 2014 году закон приняли. Но Конституционный суд это решение отменил: мол, нельзя ставить под сомнение территориальную целостность Итальянской республики. 

Стефано горевал недолго, у него уже было новое увлечение — свежеоккупированный Крым. 

Как мы знаем, русские оккупанты друзей из Европы любят и хорошо принимают. От Италии в Крым ездили многочисленные делегации от различных организаторов. В частности, дважды посещал Крым горячий любитель Путина и будущий министр внутренних дел Италии в правительстве «Лиги Севера» Маттео Сальвини. 

Маттео Сальвини в Москве Фото: Stefano Cavicchi/Corriere della Sera

Вальдегамбери же ездил в Крым значительно чаще и привозил много друзей — в основном бизнесменов и депутатов местных советов. Но в отличие от большинства «друзей оккупации» из других стран, которые ограничиваются политическим туризмом, Стефано попытался на практике легализовать в Европе русскую аннексию Крыма. 

В 2016 году с его подачи региональный совет Венето принял решение о создании комитета по отмене антироссийских санкций и за признание «права Крыма на самоопределение». Российская пресса подавала это как первый случай признания русского Крыма в Европе. На самом деле, региональные советы в Италии не имеют полномочий принимать внешнеполитические решения — поэтому голосование это имело лишь пропагандистский эффект. 

Но усилия Вальдегамбери Москва оценила. 

Стефано уже в 2016 году получил в подарок апартаменты в элитном курортном комплексе «Итальянская деревня» в Черноморском — якобы для организации летней резиденции итальянского региона Венето в Крыму.

Курортный комплекс «Итальянская деревня» Фото: krym.cian.ru

Застройщиком «Итальянской деревни» является ООО Инвестиционная строительная компания «ВСК-Инвест», руководитель и главный владелец которой (88%) — Шалимов Олег Олегович. В этой же компании работал и его брат Николай Шалимов, который в феврале 2020 был арестован за аферу со строительством курортного комплекса «Морской квартал» в Алуште. Но эта история достойна отдельного разговора. 

Стимул оказался эффективным: Стефано продолжил ездить в Крым, привозить других и активно агитировать за русский Крым и за необходимость отмены санкций. 

Одновременно он для нужд российской пропаганды щедро разбрасывался обещаниями в стиле Остапа Бендера: мол, на южном побережье Крыма итальянские специалисты заложат оливковые плантации, а в Балаклаве — построят яхтенные марины. 

Стефано Вальдегамбери и Сергей Аксенов Фото: Facebook @ aksenov.rk

Все это — в будущем времени, но крымчанам не привыкать к увлекательным рассказам о Нью-Васюках. Об отсутствии свободных аграрных участков на южном побережье Крыма, климатической рискованности выращивания оливок и об отсутствии спроса на яхтенный сервис в закрытых портах подсанкционного полуострова российские пропагандисты предпочитают не вспоминать. 

Настоящий, не выдуманный бизнес итальянцев в оккупированном Крыму тоже существует — но из-за санкций он ведется скрытно. В интервью российскому пропагандистскому ресурсу «украина.ру» Вальдегамбери рассказывает о своей клубничной ферме под Симферополем, которую он открыл вместе со своим «русским другом»:

«Я получил свой телефон, показал фотографию клубники, выращенной под Симферополем, рядом с аэропортом. Мы там нашли место для выращивания клубники. Первый урожай клубники мы там вырастили благодаря сотрудничеству технических специалистов из Вероны, которые также привезли саженцы и российских инвесторов. Так получился интересный инвестиционный проект, который позволил получить продукт высокого качества. Сорт этой клубники рос только в Италии, а теперь его можно попробовать и в России. И я непосредственно участвовал в этом проекте», — рассказывает Вальдегамбери. 

По его словам, другой его соотечественник также с 2017 года выращивает клубнику в Крыму. 

Фото: c-inform

Слова Стефано Вальдегамбери подтверждаются и многочисленными публикациями в российских медиа: например, в селе Холмовка Бахчисарайского района действует тепличное хозяйство «Сладкая клубника», которое выращивает ягоду на саженцах из итальянского питомника Франко Зенти. Сам Зенти является соучредителем «Сладкой клубники». Итальянский агроном курирует проект и регулярно посещает оккупирован Крым.

О схемах поставок европейских саженцев в Крым Центр журналистских расследований уже рассказывал в расследовании «Крымские сады на санкционном поле». Исповедь Стефано Вальдегамбери — еще одно подтверждение системного нарушения европейских санкций. 

Синьор Стефано в интервью российским пропагандистам забыл сказать, как называется его клубничное хозяйство в Крыму. Корреспондент Центра журналистских расследований пытался позвонить ему, чтобы уточнить этот вопрос, но телефон Вальдегамбери, указанный на его официальной странице в Facebook, не отвечал. Вопросы были отправлены итальянском политику и письменно, и если он даст ответ — Центр журналистских расследований обязательно его опубликует. 

Стефано Вальдегамбери мечтает об отмене санкций — ведь делать деньги на краденом было бы куда легче, если бы за это не били по рукам. 

Благодаря жалобам Вальдегамбери на невозможность вести нормальный бизнес и пользоваться многими благами цивилизации в оккупированном Крыму — как, например, мировой мобильной связью, прямыми перелетами, банковскими услугами — мы можем видеть, что санкции таки работают и серьезно обременяют оккупантам содержание Крыма. 

Значит, нужно больше санкций — пусть друзья оккупации жалуются.