«Друг оккупации Крыма» Гэ Чжили — маленький человек с паспортом большого государства — Китайской народной республики. Экономическая и военная мощь вместе с авторитарным государственным устройством позволяют Китаю не считаться с меньшими странами, игнорировать ценности международного сосуществования и руководствоваться исключительно собственными интересами. Поэтому «дружба» Китая с оккупированным Крымом выходит за рамки активности одного господина Гэ.
Международная ассоциация Друзей Крыма была создана российскими правительственными структурами в оккупированном Крыму в 2017 году с целью легализации незаконного «референдума» и последующей попытки РФ аннексировать Крым, отмены западных санкций против РФ и снятия «крымского вопроса» с мировой повестки дня.
Центр журналистских расследований в цикле «Друзья оккупации Крыма» раскрывает имена агентов влияния Кремля в разных странах и источники финансирования их организаций.
Представитель общества по обмену
На псевдореферендуме 16 марта 2014 в оккупированном Крыму роль иностранного наблюдателя играл гражданин Китая Гэ Чжили. Модератор пресс-конференции «международных наблюдателей» представила тогда его как представителя «Всекитайского комитета по промышленной реформе». Сам Гэ на ломаном русском говорил о мире, дружбе и воле народа. Российские же медиа приводили более конкретную его цитату:
«Голосование происходит исключительно активно, честно, без всякого принуждения и давления».
Неудивительно поэтому было увидеть господина Гэ Чжили в 2017 году на первом форуме друзей оккупации Крыма.
На многих видео с форума он сидит с табличкой «Председатель Общества обмена и сотрудничества «Россия — Восточная Европа — Центральная Азия»», подписывает что-то с директором «Делового и культурного центра Республики Крым» Ярославом Иванченко и обменивается рукопожатием с оккупационным главой Крыма Сергеем Аксеновым.
В 2018 году Ге Чжили участвовал в открытии Китайского информационно-культурного центра в оккупированной Ялте. От него не отлипал куратор проекту «Ассоциация друзей Крыма», вице-премьер оккупационного крымского правительства и представитель Крыма при президенте России Георгий Мурадов. Гэ Чжили подарил Центру книгу «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» на китайском языке, а также доклад китайского лидера Си Цзиньпина на 19 съезде Коммунистической партии Китая.
В конце 2019 г. Гэ Чжили еще раз посетил Крым и пообещал открыть Крымский информационный центр в Китае — для привлечения китайских туристов в Крым. Как положено друзьям оккупации, господин Гэ оперировал заоблачными цифрами — миллион туристов из Поднебесной. Пока в Крым ездит лишь по несколько тысяч китайских туристов в год. Но это наибольший показатель среди иностранных туристов на оккупированном полуострове — по данным оккупационной «власти». Китайское правительство против нарушения украинской границы не возражает.
Вот только кто такой Гэ Чжили, чтобы привлекать в Крым миллион китайских туристов?
Он возглавляет «Общество обмена и сотрудничества «Россия — Восточная Европа — Центральная Азия»». Но это не какая-то организация, а лишь структурное подразделение Китайской народной ассоциации исследования и освоения традиционной медицины и фармацевтики. То есть, это просто департамент по зарубежным связям какой-то конторы по продвижению услуг массажа, лечения травами, акупунктуры и прижиганий, которые в мире известны как «китайская традиционная медицина».
У господина Гэ еще много регалий. Он и почетный консул непризнанной Абхазии в Китае, и советник посла Кыргызской Республики в Китае… Если верить его сайту, только в России у него семь общественных и государственных должностей. Но все это лишь его слова — точнее, иероглифы. Впрочем, наглости ему хватит на десятерых.
Гэ Чжили настолько вжился в роль полномочного представителя интересов Китая в России, что взялся лоббировать фантастический проект отвода вод великой русской реки Обь в засушливые регионы Северного Китая. Господин Гэ обратился к тогдашнему премьер-министру России Дмитрию Медведеву с призывом помочь в реализации амбициозного проекта.
Впервые эту идею предложил в 2016 году министр сельского хозяйства России Александр Ткачев. Тот самый, который в 2003 году, будучи губернатором Краснодарского края, стал исполнителем российской попытки захвата украинского острова Тузла в Керченском проливе. Однако в случае с переброской Обских вод Ткачеву быстро напомнили, что он российский министр, а не китайский.
Но идея пошла гулять, и даже уважаемые российские медиа всерьез обвиняли российских чиновников в нежелании помочь китайским братьям сибирской водичкой. Письмо Гэ Чжили к Медведеву только подлило масла в огонь. Но российское руководство упорно делало покерфейс: мол, вопрос не ко времени.
Китайские инвесторы: черные и белые
В оккупированном Крыму Гэ Чжили имеет не только туристический интерес. В поселке Вилино Бахчисарайского района он является соучредителем ООО «Проект Трейдинг», которая по данным реестра занимается строительством.
И в том же Вилино было зарегистрировано другое предприятие — ООО «Респект Крым Агро».
Его соучредители, граждане Китая Юань Синь и Ян Шуаньжень — начали тепличное сельхозпроизводство в Нижнегорском районе Крыма, в селе Емельяновка. Взяли землю в аренду, подвели коммуникации, начали возводить теплицы. Но бизнес не пошел.
Крестьяне заподозрили китайцев в нечестной конкуренции:
«Мы сами тоже выращиваем на этой земле арбузы, лук, все что можно выращивать. И так в этом году за бесценок продавали, а если еще и китайцы начнут здесь выращивать — то мы вообще вылетим в трубу. Значит, мы не будем работать, пойдем на биржу труда, пусть китайцы деньги зарабатывают», — рассказывает местный житель Сеидали Абдуллаев каналу «Crimean Tatars». И добавляет, что китайцы используют опасные химикаты, которые ускоряют созревание овощей.
Местные власти обвинили китайских фермеров в том, что те провели коммуникации без разрешения и не сообщали о своих планах. Действительно ли это так, или китайцы просто не поделились с местным начальством — но бизнес им пришлось свернуть.
Кроме агробизнеса, Юань Синь и Ян Шуаньжень имели три ООО в Алуште — «Респект Крым Консалтинг», «Респект Крым Транс Тур» и «Респект Крым Строй». Сейчас все их крымские предприятия ликвидированы, а сами они перенесли свою деловую активность на территорию России.
В противовес «мутным» китайцам оккупационные медиа приводят пример «белого инвестора», который также строит теплицы на китайские деньги, но уже в Краснознаменке Красногвардейского района.
Называют имя директора предприятия-инвестора — Сергей Иванов. И рассказывают, что его партнер из Китая уже имеет тепличный бизнес в Хабаровском крае и готов поделиться опытом и китайской рабочей силой.
Очевидно, речь идет о ООО «Строй ИнвестСити», зарегистрированном в селе Тимошенко — оно совсем рядом с Краснознаменкой. Ее директор и основатель — Сергей Викторович Иванов, имеет широкие деловые связи с Хабаровском.
Китай как обещание
В целом, все годы оккупации — это годы неудачных попыток привлечь китайские деньги в крымскую экономику. Крымчане постоянно слышат обещания. В 2019 году китайский инвестор обещал купить лайнер для круизов в Крым. В 2017 — построить тоннель под Керченским проливом и центр аквакультуры, в 2016 — завод по производству лифтов, в 2015 — табачную фабрику, гольфклуб и терминал по продаже строительных материалов. Все это так и осталось обещаниями.
В 2014 же году первый вице-премьер оккупационного правительства Крыма Рустам Темиргалиев заявил, что китайцы готовы вернуться к проекту строительства глубоководного порта, о котором договаривались еще с украинским руководством. Но китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co официально заявила об окончательном прекращении проекта.
Стоит отметить, что проект был масштабный. Украина и Китай договаривались о строительстве на западном побережье Крыма глубоководного порта — полуостров должен был стать важным пунктом большого китайского проекта «Один пояс — один путь».
Второй этап китайских инвестиций в инфраструктуру Крыма предусматривал строительство в Крыму аэропорта, верфи, нефтеперерабатывающего завода, производства сжиженного газа, учебных центров, а также обустройство пляжей. Ожидали до 7 млрд долларов китайских инвестиций.
Курировал этот проект в украинском правительстве Крыма тот же Рустам Темиргалиев. Который после оккупации поступил на службу к новым хозяевам, затем ограбил крымский филиал Сбербанка и сбежал в Россию. Там, кстати, не оставил китайскую тему — теперь он генеральный директор Российско-Китайского Инвестиционного Фонда Регионального Развития.
Украинский Крым был более привлекателен для Китая не только экономически, но и политически — полуостров посещал глава Китайской народной республики Ху Цзиньтао.
А теперь, несмотря на все попытки Москвы угодить Пекину, заинтересовать Китай Крымом не слишком удается. Ответственный за политику признания аннексии Крыма Георгий Мурадов жалуется:
«Решения китайского руководства о развитии прямых связей с Крымом нет. Китайцы хотят сохранения возможностей работать в Украине, поэтому занимают сдержанную позицию. Есть открытая дорога для развития сотрудничества на уровне малого и среднего бизнеса и на уровне общественности».
Так, отдельные случаи выхода крымских компаний на рынок Китая есть. С 2016 года руководство захваченного НПАО «Массандра» сообщает об экспорте своих вин на китайский рынок. Объемы поставок небольшие, но для пиара достаточно.
На пробу в Китай поехало в сентябре 2019 и крымское мороженое марки «Доброе». Его доставили из Крыма в Новороссийск, а оттуда морем увезли в Китай. Говорят, китайцам понравилось. Однако о постоянных поставках ничего не слышно.
Стоит вспомнить и кабелеукладчик JIAN JI 3001 китайской компании Shanghai Foundation Engineering Group Co Ltd, который помог России в конце 2015 проложить энергомост через Керченский пролив и обеспечить Крым электроэнергией во время украинской энергоблокады.
Это, конечно, откровенное неуважение к украинскому суверенитету и территориальной целостности со стороны Китая. Так продолжается с самого начала оккупации, когда Пекин, не признавая официально попытки аннексии Крыма, одновременно своими голосованиями в ООН оказывал поддержку России.
Китаю же все равно, с кем сотрудничать. Восточная империя руководствуется не ценностями, а исключительно собственными интересами.