Как захватывали филиал «Суспільного» и кто создает пропаганду на оккупированном юге

Расследования

Как и в 2014 году в Крыму, оккупанты Херсонской области и части Запорожской области захватили частоты и башни украинских компаний, чтобы запустить трансляцию российских телеканалов. При этом контролируемая и финансируемая российскими структурами и спецслужбами телекомпания «Крым» получила особую задачу – создавать материалы для жителей новых оккупированных территорий, эти же фейки и манипуляции востребованы и для аудитории собственно россии.

Разграбленная «Скифия»

Российские оккупанты захватили здание Херсонского филиала Общественного телевидения и телебашню, как только вошли в город — от 2 марта. Вооруженные российские военные отключили камеры наблюдения и проверили бомбоубежище, в котором тогда находились 15 человек. К счастью, их отпустили в тот же день. Журналисты с тех пор не имеют доступа к помещению, но продолжают работать удаленно.

3 марта по периметру вокруг захваченного здания были замечены растяжки. В опубликованном в сети видео местные жители предупреждают людей, поскольку растяжки очень легко не заметить.

«Розтяжка» Фото: YouTube / Мост

После того, как помещение оказалось под контролем оккупантов, они занялись привычным для них делом — грабежом. Из кабинетов работников филиала российские военные вынесли абсолютно все компьютеры и любую, достойную внимания мародеров, технику.

Такой вывод можно сделать потому, что в сюжет, снятый пропагандистами в здании Общественного, не попало ничего из новой техники и оборудования. Российские пропагандисты убеждают зрителей, что работники Общественного украли свое оборудование и покинули свою аудиторию в полном информационном вакууме. Но это полная ложь.

Как рассказывает менеджер филиала Михаил Сварычевский, на видео продемонстрирована устаревшая и списанная техника, которая находилась в подвалах, а также студия, которая использовалась как складское помещение.

Михайло Сваричевський, менеджер Суспільне.Херсон. Фото: investigator.org.ua

«По нормам законодательства, мы должны эту технику списать, процесс списания происходил медленно. А так техника была просто в складских помещениях», — рассказывает Сваричевский.

Также он говорит, что работники филиала видели, как в первые дни российские военные подогнали к филиалу со стороны улицы Перекопского грузовика и выносили награбленное оборудование.

«Это были камеры, аудио и видеооборудование, рабочие компьютеры, монтажные станции. Можем сказать, по словам очевидцев, буквально в первые дни оккупации возле нашего здания подъезжали грузовые автомобили, эта техника загружалась и просто вывозилась, — говорит Сваричевский.

Старе обладнання херсонської філії Суспільного

16 мая оккупанты похитили Алексея Воронцова, инженера херсонского филиала Общественного. К счастью, 21 мая муж вернулся домой, сообщила его жена.

Олексій Воронцов. Фото: Суспільне

Сейчас на базе захваченной ТРК создается еще одна информационная помойка, которая будет распространять пропаганду и называться Таврия. Оккупанты уже ищут сотрудников для этой структуры, подав объявление в СМИ.

Олег Крючков, генпродюсер телерадиокомпании «Крым» и в то же время советник по информационной политике гауляйтера Крыма Сергей Аксенов сообщал, что оккупационные власти Крыма намерены помочь комендатуре Херсонской области создать новый региональный телеканал.

Пока же в процессе производства контента и для новых оккупированных территорий задействованы условно крымские медийщики.

Они оправдывают российскую агрессию, лгут о том, что Украина покинула своих граждан и теперь им поможет только Россия, освещают вояжи российских топ-чиновников и их крымских пособников, у которых на ресурсы южных территорий особые планы.

Создание площадки для пропаганды

Одна из ключевых задач всех ресурсов, появившихся вокруг оккупированной Херсонщины и Запорожской области, — быть трибуной для коллаборантов из оккупационной администрации и источником распространения нужной России информации.

14 мая был создан телеграмм-канал проекта Херсон24, где начали появляться новости производства редакции Крым24. Позже в название канала добавили и Запорожье. Одно из первых распространенных видео — бенефис херсонских коллаборантов из так называемого комитета спасения, где зажглись будущий гауляйтер Херосонщины Владимир Сальдо и его заместитель Кирилл Стремоусов.

Кирило Стремоусов (у центрі) проводить засідання «комітету порятунку Херсонщини «За мир та порядок» Фото: скріншот

18 апреля появился и первый выпуск новостей, изготовленный в телекомпании Крым для распространения на территории Херсона, где все телепространство захватили российские каналы. Несколько дней ведущие читали новости, используя видео из сети. А 23 апреля работу пропагандистов проанонсировали на первом российском канале и показали первый изготовленный собственный сюжет.

На сайте ТРК Крым в раздел, где перечисляются региональные подразделения на полуострове, появилась закладка Херсона и Запорожья. Именно на базе «Крым24» ежедневно производят вечерние выпуски новостей под логотипом «Херсон и Запорожье24».

На территории оккупированного юга постоянно трудятся съемочные группы крымского телеканала. А первый сюжет появился в первые часы российского вторжения. журналистка Семенюк работала в пуле журналистов, ехавших в обозе армии России. Первое включение – с границы с Ростовской областью.

Руководство проекта

Кто же руководит производством контента, оправдывающего российскую агрессию, пропагандирующей войну против Украины, разжигающей рознь среди украинцев и продвигающей российские нарративы на оккупированных территориях юга?

АНО «Телерадиокомпания Крым» как юрлицо возглавляет Вадим Первых. Это крымский журналист, начинавший как ведущий радиокомпании «Лидер». В 2016 году назначен заместителем так называемого министра информации и связи Крыма. А в апреле 2020 года возглавил крымскую телекомпанию, полностью контролируемую российскими структурами.

Генеральный продюсер ТРК «Крым» – Олег Крючков, известный пропагандист и по совместительству советник «главы Крыма» Аксенова.

До оккупации Крыма Крючков объединял работу в российскую телекомпанию НТВ и украинский Новый канал. Еще с тех пор имел скандальную репутацию из-за распространения явных фейков и нарративов российских спецслужб. Именно Крючков в первые дни оккупации Крыма помогал предателям и оккупантам обустроить информационный центр в захваченной государственной ТРК «Крым».

Олег Крючков, радник «глави Криму» Аксенова, кореспондент НТВ у 2014 році

Как советник Аксенова, Олег Крючков озвучивает заявления, которые должны создать нужное россии отношение жителей оккупированных территорий к происходящему. Главный прием: во всех бедах виновата Украина.

Теперь о тех, кто непосредственно производит контент о оккупированных территориях по заказу российских чиновников и спецслужб.

Дарья Сафонова, главная редактор телеканала «Крым24», в структуре которого теперь есть и Херсон и Запорожье.

Дарина Сафонова, головна редакторка телеканалу «Крым24»

Бывшая фамилия Кошеленко. В начале нулевых она уехала в Крым из России вместе с будущим мужем — Александром Сафоновым. По некоторым данным, чтобы получить украинское гражданство вступило в фиктивный брак с телеоператором-крымчанином. Вместе с Сафоновым Кошеленко снимала сюжеты для украинских и российских телеканалов. К моменту оккупации Крыма они были корреспондентами телеканала «Украина», а Александр подрабатывал еще и на ГТРК «Крым».

Дарья Сафонова — участница коррупционного скандала: в феврале 2014 года предприятие «Республиканский информационный центр «Крым» заплатило ее компании 217,5 тысячи гривен за 30-секундный имиджевый ролик о Судаке к 1800-летию города.

Непосредственное руководство выпуском пропагандистского контента для новых оккупированных Россией территорий Украины осуществляет Дмитрий Михайлов. Он редактор проекта «Херсон24».

Дмитро Кокшаров, редактор «Херсон24»

Учитывая должность Дмитрия, именно через него проходят все фейки и манипуляции, создаваемые пропагандистами для зрителей оккупированного юга и Крыма. Сюжеты с «освобожденных территорий» также востребованы на российских каналах.

Настоящая фамилия Дмитрия – Кокшаров. Гражданин Украины, родом из Одессы, окончил Одесский национальный университет имени Мечникова. До 2014 года Кокшаров зарабатывал на организации рыцарских боев – был реконструктором и, в частности, возглавлял оргкомитет турнира по фехтованию Стальная лига.

Одним из основателей этой лиги был Борис Емец – эксдиректор одесского телеканала АТВ, принадлежавший главе пророссийской партии «Родина» Игорю Маркову. Емец возглавлял и одесскую организацию «Русское единство» Сергея Аксенова, поэтому в марте 2014 года перебрался в Крым. И возглавил ТРК «Крым». Так что появление Кокшарова на крымской телекомпании вполне закономерно.

В 2018 году россияне каким-то обходным путем протащили на конференцию ОБСЕ по человеческому измерению целую группу пропагандистов из Крыма. Выступать на панельной дискуссии по свободе слова им не разрешили, поэтому Кокшаров попытался атаковать в провокативном «скабеевском» стиле украинских участников — известных медиа экспертов.

Солдаты информационных войск

Теперь перейдем к тем, кто напрямую производит пропагандистские материалы — корреспондентов и операторов, бойцов информационной армии агрессора.

«Наступает прозрение для местных жителей. Они понимают, что спецоперация – это освобождение от лжи, освобождение от фашизма и бендеровского беспредела, работайте, братья – работаем», – говорит корреспондент Юрий Авдеев в одном из своих сюжетов.

Юрій Авдєєв, пропагандист «Крым24»

Эти его слова – яркий пример оправдания вооруженной агрессии россии против Украины. За это предусмотрена уголовная ответственность по статье 436-2 Уголовного кодекса.

Авдеев — гражданин Украины, работал журналистом на крымских телеканалах, в пресс-службах, некоторое время — и в политических партиях Аксенова — «Русском единстве».

В сюжете о вывозе краденой или скупленной за копейки сельхозсырья с юга. И о радости вице-премьера россии Марата Хуснуллина, что теперь будет чаще есть херсонские помидоры.

Юрій Авдєєв з кримскими «чиновниками» та колаборантами у Херсоні

Один из самых ярких материалов пропагандиста Авдеева опять же о филиале Общественного телевидения. Сюжет пропитан тезисами российских темников — об украинских нацистах, запрете русского языка и другом бреде.

«Нацистская идеология агрессивно продавливалась в общественное сознание. Впрочем, для освобожденных территорий этот кошмар уже был в прошлом», — говорил он.

Сергей Руденко – еще один постоянный корреспондент ТРК «Крым» на оккупированных территориях. Среди его сюжетов – рассказы о фильтрационных мероприятиях российских военных. Задача таких материалов — деморализовать людей, которые на оккупированных территориях готовы сопротивляться оккупантам.

Сергій Руденко, пропагандист «Крым24»

Корреспондентка крымской телекомпании Маргарита Семенюк приехала в Крым из далекой Югры, то есть Ханты-Мансийска, который находится в 3600 километрах от Симферополя.

Вместе с телеоператором Александром Смычеком Маргарита Семенюк одна из первых посещала новые оккупированные территории, причем вместе с бойцами Росгвардии. Конечно, с гуманитарной целью.

Маргарита Семенюк, пропагандистка «Крым24» разом з російськими військовими

Еще одна корреспондентка – Елена Носкова. В одном из сюжетов рассказывает о том, как коллаборанты планируют использовать отжатую типографию в Херсоне.

Олена Носкова, пропагандистка «Крым24»

Задача российских пропагандистов — убедить население в том, что Украина вроде бы их покинула, а российский режим пришел навсегда. Для этого и распространяется ложь о бегстве украинских военных, отключении связи и прочем.

В действительности Вооруженные Силы Украины приближаются к Херсону и Мелитополю, украинские ракеты уже добивают Новую Каховку, где на днях уничтожили склад вражеских боеприпасов. Но важно фиксировать преступные действия как коллаборантов, так и солдат информационных войск, ведь они также оружие массового поражения в войне России против Украины.