С середины июля в Мелитополе началась новая волна эвакуации – массово выезжают семьи с детьми школьного возраста. Потому что не хотят, чтобы школьники учились «по стандартам российской федерации», чтобы головы детей забивали пропагандой, лживой историей и учили ненавидеть все украинское. Тем временем российская администрация в Мелитополе, ставший центром оккупированной части Запорожской области, значительно ускорила перекройку системы образования по российским лекалам. Открытие школ 1 сентября – повод для волны пропаганды о «налаживании мирной жизни» в оккупации и важная составляющая подготовка к «референдуму».
«Мы ждали до последнего, чтобы понять, уволят ли Мелитополь до начала учебного года или нет. Теперь понимаем, что вряд ли. Поэтому нужно вывозить дочь на оккупированную территорию, чтобы до 1 сентября успеть решить все вопросы с переходом в новую школу на новом месте, и чтобы ребенок успел адаптироваться и немного познакомиться с городом и людьми», — рассказывает жительница Мелитополя Татьяна, выехавшая на свободную территорию.
Татьяна говорит, что ее семья даже не рассматривала возможность ходить в школу при оккупации, потому что там «учат родину любить, а не дают знания».
В школу – за пропагандой
Организация образовательного процесса по «российским стандартам» на оккупированных южных территориях в июле значительно ускорилась. Завозят российские учебники, направляют педагогов на переквалификацию, переводят учебный процесс на российские программы. При этом родителям, которые не хотят отдавать детей в школу, и планируют учиться дистанционно по украинским программам, угрожают лишением прав.
Форсирование перекройки системы образования объясняется не только приближением 1 сентября. Коллаборанты таким образом демонстрируют хозяевам свою способность налаживать «мирную жизнь». Кроме того, открытие школ имеет особое значение для организации и проведения так называемого «референдума». Обычно избирательные участки работают именно в школах, учителя – неизменные члены избирательных комиссий. Кроме того, через детей можно оказывать давление на родителей. Ибо угрозы и давление сегодня — главные рычаги влияния оккупантов и коллаборантов на население, которое в абсолютном большинстве не поддерживает оккупацию.
Ярким показателем этого были праздничные линейки по случаю «последнего звонка», которые проводились в школах, руководители которых пошли на сотрудничество с оккупантами. На общешкольные линейки в Мелитополе пришли всего несколько десятков учеников.
А уже в конце июня руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев сообщил, что в Мелитополь завезено 20 тысяч бланков школьных аттестатов российского образца, а также оборудование для печати аттестатов.
Несмотря на то, что давление на директоров и учителей школ с принуждением к сотрудничеству усилилось, оккупационная администрация планирует открыть 1 сентября только 12 из 20 школ Мелитополя. Причина не только в том, что многие мелитопольцы выехали или вывезли из города детей-школьников, особенно выпускных классов. Но и в том, что оставшиеся не все готовы отдавать своих детей в школы, где будут обучать по стандартам «русского мира», а также в недоукомплектованности преподавателями.
Отметим также, что оккупанты не планируют открывать школы, которые либо географически расположены нежелательно для оккупантов (как, например, школа № 25, находящаяся рядом с «народной милицией»), либо нужны захватчикам для военных целей. Как, например, ООШ № 8, где оккупанты будто бы планировали открыть что-то вроде хостела для военных, и гимназия №5, где в июле разместилась какая-то очередная комендатура.
На популяризацию «российских стандартов» на оккупированные территории образования Москва отправила целого министра образования рф Сергея Кравцова. Он уже несколько раз посещал Херсон и Мелитополь, однако местные коллаборанты ни разу не могли собрать многолюдный зал для высокого гостя, который раздавал бумажки – свидетельства о российской аккредитации учебных заведений, аттестаты выпускникам школ, которые нигде не будут признаваться, а также изданные в рф учебники.
Кравцов очень четко сформулировал главную задачу учителям: убедить детей, что оккупанты – не враги, а лучшие друзья.
«Ключевой вопрос рассказать школьникам всю правду о наших братских народах, об общих достижениях и победах. Это ключевое, а все остальное – учебники, инфраструктура все решим», — заявил Кравцов.
Собственно, готовность учителей и директоров школ навязывать детям пророссийские нарративы, «встраивать Мелитополь в российскую систему образования» — это главный признак их профессионализма, которую принимают во внимание оккупанты.
Между тем, на сегодня учебников даже на то небольшое количество детей, которые все же планируют идти в «российскую» школу, оккупанты не завезли. По крайней мере, сообщалось лишь о первой партии – той, которую привез министр Кравцов и которую раздали педагогам «для ознакомления». Зато несколько десятков учителей уже возили в оккупированный Крым и рф «на переподготовку». Всего же в рф планируют «перепрошить» 20 тысяч преподавателей из новых оккупированных рф территорий Херсонской и Запорожской областей.
Как и многое в укладе оккупированного юга рф, в образовании за образец берется «крымский опыт». А в нем самым главным фактором с первых дней после незаконной аннексии АРК и Севастополя были стирание украинской идентичности, воспитание лояльности оккупантам и милитаризация образования.
«Смешались в кучу кони, люди»
Не оставили оккупанты без внимания и высшее, и профессионально-техническое образование. На базе вузов оккупированной части Запорожской области создан «Мелитопольский государственный университет им. Макаренко».
Оккупанты решили объединить Мелитопольский государственный педагогический университет, Таврический государственный агротехнологический университет, Классический частный университет, Бердянский государственный педагогический университет в одно заведение. К слову, это тоже – из крымского опыта, причем, абсолютно провального.
Как сообщал ЦЖР, мелитопольский «государственный университет» несуществующего государства создали в помещениях, отжатых в украинских вузах, эвакуированных и перерегистрированных на свободной территории Украины.
Возглавил «университет» предатель из Харькова, бывший сотрудник Харьковского национального юридического университета Андрей Чуйков. Он известен тем, что во время событий «русской весны» 2014 года публично поддержал «Антимайдан» и отказался от милицейского удостоверения.
В фейковый вуз заманивают абитуриентов бесплатным образованием и стипендиями в рублях. Однако ажиотажа нет. Среди прочего и потому, что «дипломы» этого «университета» нигде в цивилизованном мире не будут признаваться. Как не признаются и «дипломы» крымских и севастопольских «вузов» после 2014 года.
К сожалению, руководители этого фейкового вуза захватили не только имущество государственного аграрного и педагогического университетов, но и документы сотрудников и студентов.
«Мы решили забрать оригиналы документов, предоставляемых ТДАТУ, потому что ребенок не планирует продолжать обучение в Украине. Приходили туда трижды. Сначала нам говорили, что нужно прийти позже, потом, что нужно написать на имя ректора заявление, а он его рассмотрит и после собеседования решит, можно ли нам отдать эти документы. А потом еще одни родители ушли, а им сказали, что выдача документов теперь платная и для их получения нужно предоставить личные данные родителей. Мы решили, что проще будет восстановить аттестат на неоккупированной территории», — рассказывает Юлия.
Также оккупанты рекламируют заведения профессионально-технического образования, увлеченные в июне, куда приглашают без экзаменов. Заметим, что и эти заведения эвакуированы и зарегистрированы по юридическим адресам на неоккупированной территории. Студенты и учащиеся дистанционно продолжат обучаться по украинским программам и получать дипломы украинского образца. Им для этого не нужно писать дополнительных заявлений.
Дипломы же фейковых вузов и заведений ПТО не признаются нигде кроме оккупированных территорий и (возможно рф).
Кто руководит «образованием» в Мелитополе
Помимо того, выпускникам 2022 года аттестаты российского образца вручили. Правда, несмотря на заявления коллаборантов, далеко не всем. Во время празднования выпускного вообще выдали только медали тем девяти ученикам, которые окончили школу отлично. И только в июле аттестаты вручили выпускникам школы №15 – единой школы, аккредитованной Минобразования рф. Всего в Мелитополь, по данным оккупационной администрации, было доставлено 4400 аттестатов об окончании 9 и 11 классов, включая 400 аттестатов с отличием.
Сейчас на оккупированной части Запорожской области продолжается формирование так называемого «правительства» области. В Мелитополь десантировались российские чиновники: Антона Кольцова, замгубернатора Вологодской области Москва назначила главой «правительства», севастопольца Антона Тицкого, бывшего советником руководителя Росмолодежи, — «министром» молодежной политики. Кого россияне поставят руководить образованием, пока еще не известно.
Пока образовательным процессом рулит скандально известная Елена Шапурова. До оккупации она была директором Мелитопольского промышленно-экономического техникума и прославилась уголовным производством, открытым полицией по заявлению сотрудников заведения. В ней приводились факты сдачи помещений техникума без оформления договоров аренды, принуждения студентов к ремонтным работам, средства за которые перечислялись подрядчикам, присвоение и растрата государственного имущества. Дело Шапуровой было расследована и год назад «ушло» в суд, однако судебное следствие затянулось.
(Интересное совпадение: департаментом образования в оккупационной администрации Херсонщины руководит также подсудимая — Татьяна Кузьмич, правда, у нее статьи «потяжелее» — государственная измена. Но судебное следствие по ее делу также было затянуто).
Елена Шапурова начала сотрудничать с врагом одной из первых в городе. Теперь ее муж, подчиненные и друзья получили «руководящие должности» в учебных заведениях, где директора отказались от сотрудничества с оккупантами.
Поэтому директором школы №15 стал бывший физрук и тренер по пауэрлифтингу Роман Дзюба, муж Шапуровой. Следует ли удивляться, что именно эта школа первой получила российскую «аккредитацию»?
Елена Кошель, преподаватель информатики по техникуму, который возглавляла Шапурова, стала руководительницей созданного коллаборантами ПТУ.
Еще один коллега Шапуровой по техникуму – Андрей Леонов стал директором школы №4.
Значительный дефицит надежных кадров приводит к тому, что на работу принимают и пенсионеров и людей без специального образования и опыта работы с детьми. Но если желающих работать в вузах и заведениях ПТО найти непросто, но можно, то педагогами школ — настоящая проблема.
Известны ситуации, когда к учителям, написавшим заявления об увольнении, приходили вооруженные люди и требовали либо выходить на работу, либо вообще уезжать из города.
Особенно критична ситуация в сельских учебных заведениях.
В некоторые школы нужны учителя-предметники по всем дисциплинам. Объявления о вакансиях постоянно публикуют в пропагандистских пабликах в соцсетях.
К примеру, Розовской школе нужны все – от физрука до математика. Такая же история и с большими населенными пунктами – Вознесенкой (пригород Мелитополя), Акимовкой, Приазовским (бывшие центры районов).
А еще школам очень нужны учащиеся. Именно поэтому в Акимовке, например, родителям угрожают лишением родительских прав, если дети не будут посещать школу.
То есть маленькие жители региона и их родители сегодня находятся в вполне реальной опасности из-за желания кафиров и их прихвостней показать, как они наладили на захваченных территориях «мирную жизнь».
Материал подготовлен ОО «Информационный пресс-центр» в рамках проекта IWPR при поддержке Европейского Союза и МИД Норвегии.
***
24 лютого 2022 року президент рф Володимир Путін заявив про проведення «спеціальної військової операції» на окупованому Донбасі. росія завдала ракетних ударів по всій території України і розпочала пряме повномасштабне вторгнення на чотирьох напрямках. Збройні сили України дають відсіч ворогові, план бліцкрігу — захопити Київ за два-три дні — провалився, російська армія відступила від столиці. Російські військові вчиняють тисячі воєнних злочинів та злочинів проти людяності на всій території України.
Центр журналістських розслідувань веде щоденну хроніку Війна росії проти України на всіх майданчиках: YouTube, Facebook, Telegram, Twitter