Центр журналистских расследований продолжает исследовать крымский опыт обхода международных санкций. В прошлом материале мы рассказали вам как вполне европейская компания “Яндекс” помогает министерству транспорта России развивать систему ГЛОНАСС в оккупированном Крыму. Сегодня речь также пойдет о транспорте и санкциях, но в ином разрезе — на каких автомобилях ездят крымские чиновники-сепаратисты, и как им удается покупать столь элитную “санкционку”.
Крымская оккупационная власть, которая согласно официальной партийной линии культивирует духовные скрепы и сакральные смыслы, как никто другой подвержена тлетворному влиянию Запада. Где автомобиль, как известно, не средство передвижения, а роскошь.
Автомобилям российского производства крымские чиновники предпочитают европейские и японские. Международные санкции этому — совсем не помеха. Обходят их довольно просто — чаще всего автомобили закупаются не у прямых дилеров, а через посредников.
Так Крымский республиканский институт последипломного образования закупил Ford Mondeo за 1,4 миллиона рублей, а территориальный фонд обязательного медицинского страхования Крыма за 1,7 миллиона прикупил Volkswagen Passat.
«Прокуратура Крыма», которая должна следить за рациональным использованием бюджета, возглавила рейтинг бюджетных покупателей дорогих автомобилей. Монархистка и патриотка России Наталья Поклонская, надо полагать, не сильно сопротивлялась, когда для её ведомства Генпрокуратура России закупила не Ладу Калину, а бронированную Toyota Land Cruiser в полной комплектации. Автомобиль с бойницами и климат-контролем куплен за 7,6 миллионов рублей. Однако здесь речь идет как раз о посреднике — бронировать автомобиль должно российское ООО “Кольчуга”. В этом случае можно разве пожурить госпожу Поклонскую за непоследовательный патриотизм и нежелание ездить на ВАЗ-патриот, например.
Однако не все крымские чиновники закупают люксовые автомобили через посредников — для комфортного автомобиля нужен комфортный сервис. Здесь идет в ход описанная нами ранее схема ухода от санкций — торговля с Крымом идет через дочернюю компанию. Т.н. Крымский федеральный университет имени Вернадского купил Toyota Camry более чем за 1,5 миллиона рублей. Автомобили этой модели в базовой комплектации в России можно купить гораздо дешевле, однако узнать, почему этот экземпляр стоит так дорого, мы не смогли — договора просто нет на российском сайте госзакупок. Отметим лишь то, что автомобиль для университета, возглавляемого видным крымским сепаратистом Сергеем Доничем, продало российское Совместное предприятие “Бизнес Кар”. Это не просто официальный дилер автомобилей “Тойота”. Прямым соучредителем СП “Бизнес Кар” является японская ТОЙОТА ЦУСЕ КОРПОРЕЙШН. Которая/ в свою очередь, входит в группу компаний ТОЙОТА.
Активные продажи импортных автомобилей в Крым идут не только через систему государственных закупок. Купить санкционный автомобиль в Крыму может любой желающий. Вот, например, компания «Автодель» крымского депутата-сепаратиста Смолянова, которая долго работала в Крыму до оккупации, зарегистрировалась в Крыму по российскому законодательству и продолжает торговать импортными автомобилями. На сайте автодель — огромный выбор автомобилей, которых, по логике международных санкций, в Крыму быть не должно. Однако здесь же указано, что автодель продолжает оставаться официальным дилером иностранных производителей автомобилей, либо закупает их у других дилеров. Звоним, чтобы уточнить — информация подтверждается, но частично. Британский Land Rover купить можно, но без официальной гарантии и сервисного обслуживания. В Крыму это “серый” автомобиль. А вот новенький БМВ 7 модели крымский автодилер Автодель предлагает с полным пакетом сервисного обслуживания.
Вы будете не менее удивлены, чем мы. Среди тех закупок автомобилей российского производства, которые мы обнаружили на сайте государственных закупок (а их очень мало), не оказалось ни одного контракта на поставку машин в Крым, который был бы заключен напрямую с российскими производителями или их дочерними компаниями. Автомобилями российских производителей в Крыму торгуют посредники “БЭСКИД”, Каширкарс и другие — с ничем не примечательными учредителями.
Похоже, что российские производители автомобилей куда строже соблюдают санкционный режим Крыма, нежели немецкие или японские.
Что, согласитесь, весьма странно.