Пока Украина оплакивала Небесную сотню и приходила в себя от вероломного захвата «зелеными человечками» власти в Крыму, фирма, имеющая отношение к министру обороны Украины Павлу Лебедеву, делала свой бизнес. 28 февраля был подписан договор на освоение 23 га военного городка на побережье Севастополя.
В 2004 году впервые появился список объектов имущества Минобороны, приватизацию которых или отказ от пользования землями обороны рассматривали как привлечение инвестиций под строительство жилья для военнослужащих. Однако практику реализации таких инвестиционных проектов назвать удачной никто не возьмется. В Севастополе уж точно.Зато скандалов с мутными схемами, по которым, по сути, отчуждалась земля и банкротились госпредприятия, было предостаточно. Достаточно вспомнить разрешение на строительство квартала жилых домов прямо на месте стадиона ВМС Украины в районе Исторического бульвара. И хотя схему через суды в конце концов поломали, вернуть социальный объект народу так до конца и не удалось.
Счетная палата Украины в 2012 году провела аудит эффективности реализации избыточного военного имущества Вооруженных сил и установила, что высвобождение значительного его количества не привело к существенному увеличению поступлений в бюджет. Выяснилось, что почти 90% высвобожденного военного имущества не реализуется, а государство тратит значительные средства на его содержание.
Суммы денежных поступлений от реализации военного имущества, предусмотренные законами о госбюджетах Украины на 2010 и 2011 годы, составляли, , по данным Счетной палаты, соответственно, 277,8 млн. грн. (или только 6,8% от запланированной суммы) и 269,5 млн. грн. (за 9 мес. — 17,7% от плана), что свидетельствует о невыполнении запланированных показателей.
Фактические финансовые поступления в государственный бюджет от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники ВСУ за 2008-2011 гг. составляли 1,1 млрд. гривен. Или всего 12% от остаточной стоимости предложенного к реализации имущества на сумму в 9, 2 млрд. грн.
Говорят, война все спишет. Аннексия Крыма, как многие надеются, — тоже. Однако «Гражданская оборона» все же решила выяснить, от чего решили военные избавить Севастополь в годы перед его российской оккупацией и кто получил возможность обогатиться за счет «оптимизации» обороноспособности страны.
Министр-застройщик
Севастополь как военная база изобилует привлекательными военными объектами с обширными территориями на побережье, которые так и просятся к «освоению» застройщиками. И, несмотря на то, что их площадь значительно сократил за время своей работы на посту СГГА Сергей Куницын, к 2011 году, судя по постановлению КМ Украины, их оставалось еще 29 на материковой Украине и 13 — в Севастополе. Так что, новому министру обороны Павлу Лебедеву, который до своего похода в большую политику был крупнейшим застройщиком Севастополя, еще было, где развернуться.
Первый визит Лебедева в качестве министра обороны был в родной Севастополь. Первое совещание – с руководителями и представителями около 15 компаний, строивших жилье. Среди них — и менеджеры группы компаний «Парангон», учрежденной Павлом Лебедевым и затем переоформленной на супругу Людмилу.
На фото: первый слева директор компании по управлению активами «Парангон» Андрей Колот, а первый в правом ряду руководитель общественной приемной министра обороны Владимир Сенников.
«Нами определено 13 высвободившихся земельных участков в Севастополе, и мы предлагаем строительным компаниям изучить их с точки зрения возможной инвестиционной застройки», — рассказывал тогдашний командующий ВМС Украины вице-адмирал Юрий Ильин. Каждому застройщику был вручен пакет с характеристиками тех земельных участков, которые флот готов был предложить под инвестиционную застройку.«У нас полностью готова техническая документация на территорию бывшего военного городка по ул. Токарева, 15 и практически завершается соответствующая работа по присвоению кадастровых номеров земельным участкам, находящимся по ул. Н. Островской, 8, Каштановая, 19 и продолжается наработки документации на участки по ул. Хрусталева, 101/3″, — рассказывал начальник отдела расквартирования войск и землепользования Крымского территориального квартирно-эксплуатационного управления подполковник Сергей Пономаренко изданию «Флот Украины».
Правда, как говорили застройщики, все это не было для них новостью: перечень участков Минобороны под строительство гулял из рук в руки уже лет десять. Как рассказывал «Гражданской обороне» директор строительной кампании «Алмаз-строй», список укорачивался с приходом каждого министра обороны, но по участках, которые можно было отдать под строительство и реально устранить проблему жилья для военнослужащих, ничего не решали. И деньги ушли по карманам. С приходом в министерство Павла Лебедева ничего не изменилось.
«Была предложена такая схема: участки, которые можно реализовать, выставить их под застройку. Меня, как строителя-инвестора интересуют условия. Например, я хочу взять два участка в Севастополе. Я уже в них вложил деньги в проектирование и согласование. Они предлагают всем, но говорили, что будет конкурс тогда, когда планировали выделить бюджетные деньги. А теперь какой конкурс, если я готов вложить свои деньги? Но об условиях никто не говорит. Как всегда, все темно», — сетовал тогда говорит директор ООО «Алмазстрой» Яков Муляр.
Может все было так темно и непрозрачно по той причине, что речь шла о территории в/ч 1656 на ул. Надежды Островской? Воинская часть находится просто в сакральном, как теперь бы сказали, месте города — впритык к заповеднику Херсонес Таврический. Рядом — и пляж «Солнечный». И земля эта военным в таком количестве, как оказалось совсем не нужна — по документам МО, территория воинской части в два раза превышала ее потребности.
Как видно на фото, воинская часть выглядит безлюдно. Вернее то, что от нее осталось. На части территории ВЧ ПВО уже построены дома. Курировал строительство тогдашний заместитель командира части, а затем — руководитель общественной приемной министра обороны Владимир Сенников.
Так, может, министр лучшие участки оставлял себе, поскольку он не только министр, но один из самых успешных застройщиков Севастополя?
Как выяснила Гражданская оборона, не совсем так — Павел Лебедев старался быть осмотрительным. Семейный бизнес интересовали либо земельные участки воинских частей, которые получили разрешительные документы при прежних министрах обороны, но еще не были застроены, либо выставленные на конкурс земли передавали в дружеские руки, а родные фирмы инвестировали строительство и брали на себя труд по продаже квартир в новостройке.
«Ему выгоднее взять «Алмазстрой» или «Жилстрой» на своих условиях. То есть, я вам плачу, вы строите, а я реализую. А Лебедева нигде нет! Обошлось жилье, скажем, за метр в пять тысяч гривен, продали по десять и он эту маленькую вилочку себе получил, ни за что не отвечая», — пояснял схему представитель одной из компаний-застройщиков.
Эта схема хорошо раскрывается на примере новостроек на улице Челнокова, в районе бухты Омега (Круглая) на месте бывшего военного городка Военно-Воздушных сил Украины.
На сайте группы компаний «Парангон» среди новостроек, в которых сегодня продаются квартиры, находим комплекс «Адмиральский». Согласно информации на этом же сайте, жилой комплекс находится по адресу ул. Челнокова.
История освоения избыточных земель 401-го военного городка длится уже больше десяти лет. Как установлено судом, 20 ноября 2004 года был заключен договор между Управлением расквартирования и капитального строительства Военно-Воздушных сил ВСУ и ООО «Сатурн МК» на выделение 9 гектар земли военного городка № 401 в районе бухты Круглой. Стороны условились в том, что ВВС Украины получат 12% от введенного жилья на земельном участке до 30 ноября 2009 года.
29 апреля 2005 года дополнительным соглашением площадь под застройку была увеличена до 23,8 гектара, срок реализации соглашения продлен до 2018 года, оставляя обязательства застройщика по выделению квартир в прежних объемах. Летом того же года права и обязанности ООО «Сатурн МК» переходят ООО «АН КОД Дельта». В соглашении появляются новые гарантии со стороны ВВС Украины по компенсации затрат инвестора до 2016 года, связанных с разработкой проектной документации на весь жилой массив.
Согласно реестру юридических лиц, ООО «АН КОД Дельта» зарегистрировано на имя Золотухина Егора Леонидовича, который является совладельцем 50% уставного фонда ООО ЮК «Парангон», права на вторую половину фирмы принадлежат Людмиле Лебедевой — супруге экс-министра обороны Украины Павла Лебедева.
Как видно из судебного решения «Двадцать первого арбитражного апелляционного суда РФ», «в сентябре 2014 года проведена проверка объекта «Строительство жилого комплекса со встроенно-пристроенными помещениями, социально-культурной и инженерно-транспортной инфраструктурой (2-я очередь строительства) в бухте Круглая, военный городок № 401, г. Севастополь». Обратите внимание на дату — строительство ведется на основании декларации о начале выполнения строительных работ № ІУ 083140581014 от 27 февраля 2014, которая зарегистрирована в ГАСК Украины. Согласно декларации о начале строительных работ , застройщиками являются Крымское управление капитального строительства Министерства обороны Украины, ООО «Ан Код Дельта» и ЧП «Карбон».
В то время, когда российские войска начанали блокировать украинские воинские части в Севастополе, ООО «Ан Код Дельта» и ЧП «Карбон» 28 февраля 2014 года заключили договор о долевом участии в строительстве комплекса. Продажа квартир в нем, как уже говорилось, теперь ведется группой компаний «Парангон».
Спорный Сарыч
Небезинтересна судьба и территории военного городка № 296, который был расположен на мысе Сарыч. Бенефициары этой «оптимизации» имущества Минобороны другие, но способствовали им и чиновники МО, и администрации президента Януковича.
Летом 2013 года депутат Севастопольского горсовета Николай Дукин рассказывал «Гражданской обороне, что, пользуясь доверенностью предприятия МО Украины «Укроборонбуд» № 75/05, другой депутат горсовета — Александр Матвеев сформировал пакет сомнительных договоров инвестирования и купли-продажи имущества военного городка намысе Сарыч. Позже право собственности было перерегистрировано на подконтрольную Александру Матвееву фирму – ООО «Альтеко-Крым». В 2007 году Хозяйственный суд Севастополя обязал горсовет передать «Альтеко-Крым» участок площадью 5,5 га в аренду на 49 лет. В последствии это решение было отменено, а по факту расхищения имущества военного городка было возбуждено уголовное дело. По словам севастопольского депутата, под покровительством руководителя ГУД АП Андрея Кравца через городской совет были проведены землеотводы кооперативам «Салгир» и «Слобода», решение по которым прокуратура пыталась опротестовывать.
По данным депутатов, проверить которые не представляется возможным, в октябре 2012 года состоялось совещание с участием председателя СГГА Владимира Яцубы, А.Кравца и А. Матвеева, на котором последний вновь требовал выделить на подконтрольную ему структуру остаток земли на мысе Сарыч.
В 2012 году распоряжением председателя СГГА В. Яцубы были подписаны госакты на земельные участки граждан-членов ДСК «Южный», что облегчило их продажу А.Матвееву. И это несмотря на то, что по факту выделения этих участков было возбуждено уголовное дело! Более подробно об истории ДСК «Южный» Гражданская оборона уже рассказывала в расследовании «Море за забором»
Н. Дукин рассказал эту историю, потому что именно у него А. Матвеев «увел» территорию военного городка, которую ООО «Химрезерв-Крим», принадлежащее Дукину, получило в аренду от МО Украины весной 2006 года, заключив договор с директором Центрального специализированного строительного управления МО Украины «Укроборонбуд» В. Мельником. Эта информация есть во многочисленных решениях судов над скандальным директором Укроборонбуда, последний из которых закончился 5 марта 2013 года. К этому времени территория на Сарыче уже год как получила новых собственников. Но совсем не военных.
Жертва «конкуренции»
Госпредприятие «Севастопольский автомобильный ремонтный завод» Министерства обороны Украины, расположенный по адресу ул. Шабалина, 2 на участке почти в девять гектаров стоял в ведомости объектов Министерства обороны Украины, которые предлагаются к отчуждению в 2013 году. Основными видами деятельности завода являлись обслуживание и ремонт автомобилей, розничная торговля и сдача в аренду собственного имущества. Эта история примечательна тем, что одно госпредприятие Минобороны обанкротило другое госпредприятие того же МО. И почило оно в период, когда министром был Павел Лебедев.
По данным судебного дела, в 2007 году Севастопольский автомобильный ремонтный завод должен был почти миллион гривен ( 874 563, 27 грн. ) юридическим и физическим лицам. Причем, самый большой долг (688 820,81 грн) госпредприятие задолжало … другому ГП Министерства обороны — концерну «Техвоенсервис», филиал которого находился за забором у автомобилистов. Этот же концерн стал председателем комитета кредиторов, собравшегося на свое собрание 14 мая 2007 года. Через три месяца решением суда был назначен план санации на ближайшие 12 месяцев.
Как сказано в судебном решении, план санации, разработанный арбитражным управляющим Васильевым, предусматривал продажу всего имущества завода, кроме здания склада. Суд просчитал это не санацией, а ликвидацией ГП и постановил отменить этот план.
Три года спустя, в июле 2010 года, при новом рассмотрении дела в Высшем хозяйственном суде Украины срок санации продлили еще на четыре месяца. А еще через два года, в декабре 2012 года, собрание кредиторов приняло решение обратиться в Хозяйственный суд Севастополя с ходатайством о признании завода банкротом и открытии ликвидационной процедуры. Мотив: отсутствие на протяжении всего периода санации предложений инвесторов.
Первое заседание по этому делу было назначено на июнь 2013 года. Как видно из отчета управляющего санацией Завода активы предприятия-должника на конец 2012 года уменьшились до 803 тыс. грн. , а текущие обязательства увеличились до 1 462 тыс. грн. непокрытый убыток должника на ту же дату отрицательное значение –1 002 тыс. грн. , а собственный капитал равен лишь половине долга. Налоговая задолженность вместе с штрафными санкциями составила 640 тыс. грн.
Почему автомобильный завод не смог работать эффективно и обанкротился? В материалах суда находим любопытное объяснение на эту тему: в непосредственной близости от предприятия-должника находится работающий завод той же направленности, который принадлежит Государственному хозяйственному объединению «Концерн» Техвоенсервис «. Этот завод занимает значительно большую территорию, чем Автомобильный завод и имеет более современное оборудование и , дескать, поэтому автомобильный завод не может составить ему достойную конкуренцию. Это при том, что эту территорию Концерн «Техвоенсервис», по сути, отнял у завода. Дело в том, что в 2009 году СГГА своим распоряжением лишила завод права пользования участком в 2,9 га и передала почти половину участка в распоряжение Концерна «Техвоенсервис». Предложение Министерства обороны Украины Концерну «Техвоенсервис» оказать финансовую помощь Автомобильному заводу или помочь с поиском потенциальных арендаторов недвижимого имущества не дали положительных результатов.
*****
Перечень земельных участков, которые готовились к продаже вместе с объектами военного имущества не только по всей Украине в бытность министром обороны Павла Лебедева,, был утвержден распоряжением Кабинета министров Николая Азарова 21 ноября 2013 года. (№ 926
Этот перечень актуален и сегодня! 14 мая 2015 года правительство Арсения Яценюка издало распоряжение № 481-р, которым в распоряжение Азарова была внесена одна поправка — из него изъято предписание центральным органам власти оформить правоустанавливающие документы на земельные участки.
Материал подготовлен при поддержке проекта SCOOP