Накануне Нового года обновилось руководство прокуратуры Автономной республики Крым. После победы Назара Холодницкого в конкурсе и назначения на должность руководителя Антикоррупционной прокуратуры Украины, вакантным оказалось место первого заместителя прокурора Крыма. Его занял Алексей Калина, до этого возглавлявший прокуратуру Днепровского района Киева. В начале декабря был назначен еще один заместитель прокурора АРК — Петр Коваленко, который ранее занимал должность заместителя прокурора Житомирской области. О том, что может изменить в работе прокуратуры Крыма «свежая кровь» и как повысить результативность расследований преступлений, совершенных на оккупированной территории крымского полуострова, Алексей Калина рассказал в своем первом в новой должности интервью — программе «Вопрос национальной безопасности» (телепроект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская).
Алексей Леонидович, вступая в должность, вы, конечно, ознакомились со всеми резонансными производствами, которые были открыты и расследуются прокуратурой, и уже понимаете объем не только работы, но и ответственности, который ложиться на ваши плечи. Расскажите о себе и почему вы согласились на эту должность, ранее не имея ничего общего с Крымом?
В органах прокуратуры я работаю почти 14 лет. Из них 12 лет я проработал в прокуратуре Харьковской области. В 2014 году я переехал в Киев, занимал должности старшего помощника генерального прокурора Украины, заместителя прокурора Киева. В последнее время, до назначения на нынешнюю должность, работал прокурором Днепровского района Киева. Что касается причины, по которой я сейчас здесь и занимаю кабинет первого заместителя прокурора АРК, то она связана с реформированием органов прокуратуры и с тем, что я считаю нашу организацию полувоенной. И с учетом предложения, которое поступило от руководства Генеральной прокуратуры, руководства прокуратуры АРК, я принял решение, что могу быть максимально эффективен и полезен на этом месте. Чтобы всеми возможными способами попытаться помочь населению оккупированного Крыма, и выполнить свой долг как прокурора, как гражданина Украины. Моральный и профессиональный долг.
Прокурор АРК Василий Синчук длительное время возглавлял прокуратуру Харьковской области, харьковская страница есть и в вашей биографии. Возникает вопрос: вы человек Синчука?
Отвечаю прямо – нет. Я не имею с ним никаких личных отношений. За время его каденции, когда он шесть лет руководил прокуратурой Харьковской области, я не занимал ни одной руководящей должности. Я работал следователем, помощником прокурора в районе, следователем по особо важным делам Харькова. И только во время его второй каденции он предложил мне пойти на повышение – на должность начальника отдела прокуратуры области. Но лично с ним я никакие отношения не поддержива, мы общаемся на исключительно профессиональные темы.
С чего вы начали, вступив в должность?
Как правило, все прокуроры отвечают на этот вопрос шаблонно: вступил в должность, ознакомился с делами, познакомился с кадровым составом. Но еще до того, как я приехал в здание, где находится прокуратура АРК, я пересмотрел интервью Синчука, Холодницкого, в том числе, которые были даны вашей программе. И, осознавая тот факт, что в какой-то степени работа прокурора АРК еще в какой-то степени политическая деятельность, я для себя выяснил проблемы, которые возникают на территории полуострова, основную категорию преступлений, которые совершаются в отношении населения аннексированного Крыма. И продумал для себя возможные способы борьбы с этим и надлежащего руководства за расследованием.
Всем известно, что прокуратура Крыма находится территориально в Киеве. Мы работаем в пределах уголовно-процессуального кодекса, у нас есть инструментарий, механизмы, они исчерпывающие. Например, выехать для проведения допроса в Крым – невозможно, провести выемку на территории оккупированной территории – невозможно.
Но не только путем выемки можно получить необходимые доказательства, документы. Люди могут их добровольно предоставить. По следам и темам публикаций и сюжетов Центра журналистских расследований было открыто, если я не ошибаюсь, 5 уголовных производств. В том числе, к примеру, по нашумевшему делу о распитии редких вин из коллекции «Массандры» Путиным и Берлускони. Мы опубликовали документы, но никто ими не поинтересовался, поэтому я не знаю, как расследуются эти дела. Если говорить в целом, какова ваша оценка результативности расследования тех уголовных производств, которые были открыты за время деятельности прокуратуры АРК?
К сожалению, если оценивать по пятибалльной системе, то, конечно, качество расследований еле дотягивает до оценки «4». В принципе, следователи и процессуальные руководители выполняют свои обязанности, пытаются проводить следственные действия, дать какие-то указания. Но мы лишены инструментария, в силу аннексии не можем проводить какие-то следственные действия. Но в ближайшие 2-3 месяца вы увидите результат нашей работы. Потому что прокурор АРК провел соответствующее совещание, слегка переориентировал нашу работу, в том числе, с учетом кадровых изменений (помимо меня назначен еще один заместитель прокурора), и мы в состоянии эту работу улучшить.
Каким образом? Как можно изменить к лучшему результативность работы прокуратуры АРК по делам, которые касаются защиты интересов государства (имущественным, в том числе), и тем, которые касаются преступлений против граждан Украины на оккупированной территории.
По моему мнению, мы мало используем возможность координационной функции по борьбе с преступностью. Я имею в виду сотрудничество с другими правоохранительными органами. Существует прокуратура АРК, управление Нацполиции создано недавно. Они за время своего существования 50 производств уголовных внесли в ЕРДР, а прокуратура АРК – порядка 200. Но это цифровые показатели, а главное – качество работы. Я думаю, что мы будем более тесно общаться с СБУ, министерством внутренних дел в этой сфере.
Давайте конкретно. Похищение и убийство Решата Аметова; убийство двух украинских военнослужащих — Сергея Кокурина и Станислава Карачевского (которые, к слову, «расследованы» на территории оккупированного Крыма, но не расследованы в Украине); незаконное лишение свободы, пытки, незаконные осуждения и насильственное перемещение через границу Сенцова, Кольченко, Афанасьева, Чирния. Каким образом сдвинуть с места расследование этих резонансных преступлений?
Не совсем корректно критиковать работу своих коллег, но до 11 января 2016 года досудебное расследование по этим делам: убийство Аметова и похищение Сенцова, Афанасьева, Кольченко расследовались другими органами. По группе Сенцова производство расследовало Следственное управление МВД в Киеве, по убийству Аметова – управление Нацполиции в Херсонской области. 11 января они поступили в производство следователя национальной полиции по Крыму и Севастополю. Процессуальное руководство осуществляет прокуратура АР Крым. Есть определенный перечень следственных действий, который мы для себя обозначили. Озвучивать я их не хочу, чтобы не разглашать тайну досудебного расследования. Но мы будем более тесно общаться с защитниками этих лиц, их семей. Тем более, мы имеем все анкетные данные лиц, которые задерживали Сенцова, Кольченко и Афанасьева.
Да, Центр журналистских расследований публиковал имена и фотографии этих бывших сотрудников СБУ, которые теперь являются сотрудниками ФСБ, еще в прошлом году. Крымские правозащитники и журналисты уже длительное время говорят о необходимости создания какой-то единой следственной структуры «по крымским делам», которые разбросаны по всей стране. Возможно, по примеру того, как работает Управление специальных расследований по преступлениям, совершенным во время Майдана. Чтобы создавалась база данных, чтобы были применены какие-то специальные методы расследования, которые позволяют в таких условиях доводить дело до суда. Нет ли этого в ваших планах?
Возможно, вы правы. Может быть, не совсем удачный пример по поводу Управления специальных расследований. Потому что они работают с материалами и людьми, которые в условно свободном доступе находится на территории Украины, не оккупированной. Наверное, это легче. Что касается профессионализма сотрудников прокуратуры АРК, я в нем не сомневаюсь, думаю, что результаты работы будут. Но телезрители и потерпевшие должны понять – мы ограничены инструментарием, который есть по закону. Если кто-то имеет какую-либо информацию, то двери прокуратуры и национальной полиции в Крыму и Севастополе всегда открыты. Надлежащим путем мы эту информацию получим. Обращение в Европейский суд по правам человека со стороны потерпевших, конечно, возможно, если будут какие-то нарушения со стороны нашего государства – это право каждого человека. Мы же хотим не уличить прокуратуру Крыма или полицию в некачественной работе. Мы хотим добиться какого-то результата. Во время Второй мировой войны кто-то же готовил материалы для Нюрнбергского процесса, если можно нашу работу сравнить.
Вполне. Еще одна тематика дел касается защиты интересов государства, в частности, сохранности госимущества в Крыму. Мы знаем, что после его экспроприации, есть уже попытки продажи, например, земли НПАО «Массандра», есть случаи вывоза коллекционных вин. Непонятно, почему не наложен арест на то имущество, на которые уже положили глаз и к которому тянутся руки, почему не наложить арест на ту же коллекцию «Массандры», чтобы это достояние не распивали и не вывозили?
А почему вы думаете, что этот арест не наложен? Вы же не имеете доступа к материалам досудебного расследования…
Я не имею доступа, но постоянно задаю этот вопрос, а мне отвечают, что это невозможно..
Это возможно. УПК это позволяет, поскольку эти предметы являются предметом преступления. И по этому поводу есть решения судов. Может быть, не конкретно по делу «Массандры», но по производствам уголовным, которые у нас есть, имеются решения судов (о наложении ареста на госимущество на оккупированной территории — ред.).
Тогда каждый, кто покупает краденое, на которое наложен арест, будет понимать, что становится соучастником преступления…
Это важно понимать и владельцам морских судов, которые заходят на аннексированную территорию, и воздушным суднам…
Да, и суд наложил арест на так называемые вышки Бойко, которые не так давно были перемещены с Одесского месторождения куда-то ближе к Крыму. В определении суда, к слову, даже четко не указано, где они находятся теперь. Хотя наши эксперты нашли.
Что касается незаконной «национализации» госимущества в Крыму, то, помимо «вышек Бойко», расследуются порядка 20 производств по фактам незаконного присвоения имущества. Это имущество министерства инфраструктуры, имущество министерства аграрной политики и продовольствия, министерства здравоохранения. Ущерб составляет порядка 50 миллиардов гривен. Естественно, воздействовать на эту ситуацию мы можем только правовыми методами. В том числе и помимо следственных действий по уголовным производствам конкретным прокуратура АРК обращается к уполномоченному, который готовит соответствующие документы для иска в Европейский суд. Все эти факты изложены там. Будем ждать решения компетентного органа, потому что одного нашего желания мало. Мы хотим работать исключительно в правовой сфере и добиться результата и правовых последствий.
А то, что Нефтегаз Украины и другие структуры до сих пор не заявили иски к РФ, а только сейчас их готовят, это не свидетельствует о преступной бездеятельности?
Насколько мне известно, по этим фактам есть исковые производства в судах. Я думаю, что у нас больше нет других вариантов, кроме как ждать решения компетентного органа, чтобы это все было по закону.
Я говорю о том, что многие наши органы бездействуют. Потому что крымские госпредприятия не перерегистрированы, юридический адрес не изменен, не назначены новые руководители, не проведена инвентаризация имущества, которое там осталось…
Кроме того, многие госпредприятия регистрируют имущество, которое там осталось, на основании законодательства РФ, что тоже находится в поле нашего зрения. И вы еще услышите определенные процессуальные решения по этим фактам. Но сейчас я еще не хотел бы называть.
И напоследок — о деле, которое уже в суде, дело экс-депутата Верховной Рады Крыма Василия Ганыша. Есть много жалоб и заявлений его адвоката о том, что нарушаются права подследственного. И второе дело, по которому еще не завершено досудебное следствие, экс-депутата Севастопольского горсовета Владимира Галичия.
Первое дело, по Ганышу, рассматривается Днепровским райсудом Киева, следующее заседание состоится 14 января. Что касается заявлений его защитника в СМИ по поводу несоблюдения санитарных и медицинских норм в условиях СИЗО –это не компетенция прокуратуры АРК, потому что СИЗО находится на территории г.Киева. Это должны комментировать другие прокуроры. А что касается нарушений, возможно, его прав, то обвинительный акт находится в суде. Все возможные механизмы работы с обвиняемым у нас отсутствуют, потому что теперь он предстал перед судом. Насколько мне известно, 14 января в судебном заседании должны заслушать вывод судебно-медицинского исследования, экспертизы, которую по запросу самого Ганыша проводила клиника им.Амосова. С учетом этого решения медкомиссии, наверное, адвокат будет дальше ходатайствовать об изменении меры пресечения. Что касается второго дела в отношении Галичия, в феврале текущего года это уголовное производство мы направим в суд для рассмотрения по сути. Расследование по нему будет закончено. Квалификация его действий — статья 111 УК Украины (государственная измена).