Немецкий сухогруз HHL MISSISSIPPI (IMO: 9435765) под флагом Либерии в обход санкций доставил из Норвегии 10 тыс. тонн ильменита для завода украинского олигарха Дмитрия Фирташа «Крымский титан» в оккупированном Крыму.
Это установило расследование Мониторинговой группы фонда «Майдан иностранных дел» и издания BlackSeaNews, пишет его главный редактор Андрей Клименко, передает Центр журналистских расследований.
Он отметил, что морские перевозки ильменита в Керчь в порт Камыш-Бурун в обход украинских и международных санкций в отношении оккупированного Россией Крыма фиксируются Мониторинговой группой ежемесячно. Ильменитовая руда используется заводом «Крымский титан», принадлежащий Дмитрию Фирташу.
В большинстве случаев ильменит доставлялся на рейдовую стоянку №451 в Керченском проливе, которая принадлежит российскому порту Кавказ. Затем его перегружали в море на борт российских судов и разгружали в порту Камыш-Бурун.
«23 ноября 2017 на рейдовую стоянку российского порта Кавказ в Керченском проливе (тот самый рейдовый причал 451) прибыл с румынской Констанцы немецкий сухогруз HHL MISSISSIPPI (IMO: 9435765) под флагом Либерии. Он находился там до 5 декабря 2017 г. Как минимум, трижды за это время к нему подходил старый российский сухогруз NEFTERUDOVOZ-2 (IMO: 8986884), в трюмы которого бортовыми кранами HHL MISSISSIPPI перегружали доставленный ильменит. После этого российское судно доставляло ильменит в Керченский порт Камыш-Бурун», — пишет Клименко.
По его словам, использование для перевозки ильменитовой руды в Крым сухогруза HHL MISSISSIPPI выглядит странно, поскольку это судно предназначено совсем для других целей. Оно входит во флот известной во всем мире немецкой компании HANSA HEAVY LIFT GMBH, которая специализируется на перевозке негабаритных тяжелых грузов.
Расследование показало, что 2 ноября 2017 HHL MISSISSIPPI вышел из порта Бремен и 3 ноября прибыл к небольшому норвежскому порту Jøssingfjord, где расположен один из крупнейших в Норвегии и Западной Европе титановых рудников Tellnes. Он управляется компанией Titania, а фьорд используется в качестве порта этой компании.
«Там HHL MISSISSIPPI с 3 по 6 ноября 2017 принял груз в 10 000 тонн ильменитовой руды для оккупированного Крыма. Таким образом, уважаемые компании из Германии и Норвегии были вовлечены в запрещенную схему экспортных поставок в оккупированный Крым», — указал Клименко.
Он добавил, что схема поставок ильменита в оккупированный Крым из Норвегии фиксируется впервые. До этого были зафиксированы схемы поставок ильменита в обход санкций из украинского порта Южный, из Бразилии и наибольшая — из турецкого порта Самсун. Но после того, как эти схемы были освещены в различных журналистских расследованиях, это привлекло внимание к ним соответствующих государственных органов этих стран, и схемы перестали существовать.
Как сообщалось, в июле 2014 года Украина официально закрыла порты оккупированного Крыма для международного судоходства. Кроме того, в Уголовный кодекс Украины внесена статья 332-1 о нарушении правил въезда на временно оккупированную территорию Украины. Согласно этому законодательному акту, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.
Прокуратура АРК открыла уголовные производства и расследует более 600 фактов незаконных заходов судов в закрытые Украиной порты оккупированного Крыма.
По данным Мониторинговой группы Фонда «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, с начала оккупации Крыма по состоянию на 1 ноября 2017 года в закрытых Украиной крымских портах зафиксировано 323 судна-нарушителя режима оккупированной территории и международных санкций.