Оболонское райуправление социальной защиты г.Киева 19 января оформило запрос в оккупированный Симферополь для получения сведений о выплатах на ребенка переселенки из Крыма, хотя законных оснований для этого чиновники не имели.
Об этом Центру журналистских расследований рассказал Виктор Вуйка, юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) по вопросам Крыма.
По его словам, в управлении социальной защиты женщине сообщили, что если из оккупированной территории поступят данные, что переселенка получала выплаты на ребенка в Крыму, то родителям откажут в средствах на подконтрольной Украине территории. Более того, женщине намекали на открытие уголовного производства.
«Три недели назад ко мне обратилась переселенка из Крыма. Обратилась она сразу, когда ей начали намекать на уголовную ответственность, если будет информация о получении ею социальных выплат в Симферополе. Когда в Оболонском управлении социальной защиты ей сказали о необходимости предоставления личного дела из Крыма через запрос в Симферопольское управление социальной защиты, я ей посоветовал взять на руки этот запрос, чтобы понять каков его смысл. Сейчас этот запрос с мокрой печатью находится у нас», — сказал Вуйка.
По его словам, независимо от содержания запроса, требование документации от органов местного самоуправления оккупированных территорий является абсурдным, ведь, фактически, управления социальной защиты признало силу этих справок, а, следовательно и признало юрисдикцию органов оккупационной власти. Это нарушение пунктов 2 и 3 статьи 9 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», где указано, что «любой акт (решение, документ), выданный органами и/или лицами, предусмотренными частью второй настоящей статьи, является недействительным и не создает правовых последствий».
Более того, отметил юрист УХСПЧ, в запросе чиновники указали, что женщина имеет статус внутренне перемещенного лица (ВПЛ), адрес на материковой Украине и ее личные данные, что также является нарушением ее прав на конфиденциальность. В запросе чиновники управления соцзащиты требовали «передать бумажное и электронное личное дело получателя помощи и сообщить, за какое время указанная помощь была определена».
«У нас есть постановления КМУ №365 и №637, которые устанавливают четкий порядок проведения социальных выплат ВПЛ, без каких-либо запросов на оккупированную территорию. Это нарушение прав человека. Это абсурд, человек, который является внутренне перемещенным лицом, она переехала сюда с ребенком, устроила ее в садик, она уже живет на подконтрольной территории. И когда она обращается по такому вопросу, — она с первых минут слышит об уголовной ответственности», — сказал Вуйка.
В оказании помощи переселенке все же отказали, аргументом стало несвоевременное обращение в органы социальной защиты. Юристы УХСПЧ уже готовят иск для обжалования этого решения в суде.
Следствием огласки этого дела может стать ответственность одного отдельного человека, поскольку, по словам юриста, хоть получить такой запрос удалось впервые, однако УХСПЧ уже неоднократно сталкивалась с обращениями граждан, которые говорили о существовании таких запросов. Следовательно, указание работать в таком режиме было сверху. Центр журналистских расследований направил запросы в Управление труда и социальной защиты населения Оболонского района г. Киева и в Министерство социальной политики Украины, ответа пока мы не получили.