Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко использует свое ведомство для саморекламы в украинских СМИ. В феврале ГПУ запустила на телевидении и радио так называемую социальную рекламу, которая демонстрирует достижения, якобы достигнутые ведомством.
Об этом пишет англоязычное украинское издание «Kyiv Post», сообщает Центр журналистских расследований со ссылкой на издание Украинская правда.
«Ролики транслируются под видом социальной рекламы. Для многих стало неожиданностью, что служба из 15 тысяч человек, известная тем, что не расследует каких-либо серьезных преступлений или случаев коррупции, имела какие-либо достижения», — говорится в публикации.
В издании добавляют, что Луценко, который стал генпрокурором в мае 2016 года, использует подконтрольное ему ведомство в качестве платформы PR для своего политического будущего.
Журналисты отмечают, что в начале февраля телеканалы ICTV и 1+1, а также различные радиостанции начали ежедневно транслировать рекламные объявления, которые заканчиваются девизом: «Внедрить закон, установить справедливость. Юрий Луценко».
«Существуют три версии рекламы, которые немного отличаются. В них сказано о конфискованных активах ГПУ, которая «помогла вернуть более 44 млрд. гривен», и эти деньги были использованы для строительства новых дорог, укрепления государственной границы и улучшения служб здравоохранения в сельской местности», — сообщает издание.
«Луценко — первый генеральный прокурор, который так смело пользуется офисом для своего собственного пиара», — сказал эксперт Реанимационного пакета реформ Владимир Петраковский.
Он заявил, что ранее подал в Генпрокуратуру запрос о стоимости такой рекламы, но пока не получил ответа.
Сообщается, что в системе государственных закупок ProZorro отсутствуют конкурсы прокуратуры, связанные с видеопроизводством. В издании добавляют, что в ГПУ не ответили на просьбу прокомментировать возникшую ситуацию.
«Луценко является первым генпрокурором в истории Украины, который получил этот пост без юридического образования или какого-либо соответствующего опыта. Вместо этого у него была преданность Порошенко, чью партию он возглавлял», — сказано в публикации.
Авторы добавляют, что после двух лет руководства Луценко критики говорят, что он не занимался реформированием института, а скорее лоббировал расширение полномочий прокуроров, ограничивая маневры для Национального антикоррупционного бюро Украины и Специальной антикоррупционной прокуратуры.
В издании подчеркнули, что по мнению экспертов, реклама Генпрокурора нацелена главным образом на то, чтобы подчеркнуть роль Луценко в качестве лоялиста Порошенко.
«С помощью рекламы они пытаются изменить точку зрения о Луценко, потому что он, скорее всего, вернется в политику, ему нет места в прокуратуре. Это также сообщение о том, что прокуратура отлично работает при правительстве Порошенко», — сказал юрист, эксперт Антикоррупционной группы РПР Александр Леменов.
Как добавила заместитель редактора «Kyiv Post» Ольга Руденко, поскольку реклама Луценко маркирована как «социальная», телеканалы обязаны показывать ее бесплатно.
«Только на самом деле это не социалка, а самая настоящая политическая реклама Юрия Луценко. Этот ролик заканчивается слоганом «Виконуємо закон. Встановлюємо справедливість. Генеральний прокурор Юрій Луценко». Еще там есть #безпрецедентнаспецконфіскація», — написала Руденко в Facebook.
Она обратила внимание, что ролик про «Виконуємо закон» на самом деле закон нарушает, поскольку социальная реклама не может содержать упоминание о рекламодателе. Исключение делается лишь для общественных объединений и благотворительных организаций, которыми ГПУ не являеся.