Стрельбы и учения, из-за которых Россия ограничила судоходство в Азовском море, являются демонстративной эскалацией российской агрессии против Украины, угрозой торговому мореходству и рыболовству. Этому способствуют и до сих пор действующие соглашения Украины с РФ.
Об этом Борис Бабин, постоянный представитель президента Украины в АРК сообщил в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» (проект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская).
«Это не просто стрельбы и учения. Такого на Азовском море не было с 1991 года. Это факт циничной демонстративной эскалации российской агрессии, которая связывает между собой Крым и Донбасс не только юридически, но и географически. Я не могу сообщать детали того, что происходит на Азове, но это не фейковые заявления, они реально сопровождаются действиями милитарного характера со стороны российской военной машины», — сказал Бабин.
По его словам, действия России угрожают как торговому мореходству, которое уже подверглось ограничениям из-за фактического перекрытия Керченского пролива, так и рыболовству. Представитель президента в АРК напомнил, что последнее задержание украинских рыбаков силами РФ произошло в непосредственной близости от Бердянска.
Бабин обратил внимание на то, что действия России обусловлены в том числе соглашением 1993 года, по которому суда РФ имеют право находиться в любой точке Азовского моря, включая залив Сиваш.
«По этим соглашениям, Россия имеет специальные суда со специальным исследовательским оборудованием, которые могут находиться в любой точке Азова, например, в сотне метров от порта Бердянск или Геническ. Это является серьезной проблемой для безопасности», — акцентировал представитель Президента в АРК.
По его словам, Украина до сих пор продолжает заключать с Россией ежегодные соглашения по квотам вылова рыбы в Азовском море:
«Каждый год собирается комиссия и есть информация, что глава этой комиссии, который будет подписывать от имени Украины судьбоносные документы по распределению квот в этом году, имеет жену, у которой есть большое рыбохозяйственное предприятие. Часть этой квоты россиянами нелегально передается крымским субъектам хозяйствования. В частности, печально известный «Норд» — это как раз судно юридического лица, получившего эту квоту от России незаконно».
Ситуация усугубляется тем, что Украина не ратифицировала ряд документов по морскому праву и поэтому не может эффективно использовать международное морское право для защиты своих интересов в Азовском море, говорит Бабин:
«Мы из-за странного стечения обстоятельств до сих пор не ратифицировали конвенцию о труде в морском судоходстве, не присоединились к Парижскому меморандуму о контроле судов государством порта. То есть, россияне нарушают, а нам остается писать ноты протеста в Москву. Так мы себя сами поставили».
Представитель президента в АРК считает, что наиболее эффективным инструментом защиты интересов Украины в Азовском море является усиление ее обороноспособности:
«Чтобы чувствовать себя в безопасности, необходимо безотлагательно и немедленно усиливать потенциал морской охраны и военно-морских сил Украины. Других механизмов обеспечения безопасности прибрежных регионов и защиты экономических интересов Украины и в Черном море, и в Азовском, и на Сиваше не существует, к сожалению, в условиях той политики, которую проводит Российская Федерация. Все остальные мероприятия — юридические, политические — также необходимы, но дополнительно», — отметил Бабин.
Россия ограничила судоходство в Азовском море 21 мая, ссылаясь на проведение в регионе боевых стрельб. Ограничения будут действовать до 23 мая.
В то же время, на сайте Министерства обороны РФ 22 мая было опубликовано сообщение об учениях зенитчиков на полигоне в Ейске (побережье Азовского моря).