Европейский суд по правам человека во вторник, 18 сентября, принял решение применить «Правило 39» своего Регламента — о неотложных временные обеспечительные меры по делу журналистки Радио Свобода, главного редактора программы «Схемы» Натальи Седлецкой и указал правительству Украины, что оно должно «обеспечить воздержание органов власти от доступа к любым данным, приведенным в постановлении следственного судьи Печерского суда от 27 августа 2018».
Об этом говорится в официальном письме из Европейского суда по правам человека, полученном из Страсбурга редакцией Радио Свобода вечером 18 сентября, передает Центр журналистских расследований.
Запрет на доступ к данным с телефона журналистки действует в течение месяца — до 18 октября 2018 года. Это время дается защите Натальи Седлецкой для подготовки и направления полной жалобы в ЕСПЧ, которую суд будет рассматривать «в приоритетном порядке», говорится в документе.
«18 сентября 2018 суд […] в интересах сторон и интересах надлежащего производства по делу принял решение указать правительству Украины в соответствии со статьей 39 Регламента на то, что оно должно обеспечить, чтобы органы государственной власти воздержались от доступа к любой информации, которая касается заявителя, указанной в решении Печерского районного суда города Киева от 27 августа 2018», — сказано в решении ЕСПЧ.
Согласно правилу 39 Регламента ЕСПЧ, суд вправе применить временные обеспечительные меры в отношении государств, которые подписали Европейскую конвенцию по правам человека. Такие временные меры применяются только в исключительных случаях, когда суд, рассмотрев всю необходимую информацию, пришел к выводу, что заявитель будет иметь серьезный риск необратимого вреда в случае, если мероприятие не будет применено.
«Фактически правило 39 — это приказ для правительства определенной страны немедленно принять меры, которые сделали бы наступление непоправимых последствий от нарушения прав человека», — объясняет адвокат журналистки Сергей Заяц.
10 сентября защита Натальи Седлецкой обратилась в ЕСПЧ с просьбой применить Правило 39 Регламента, чтобы обезопасить источники антикоррупционных расследований журналистки и возглавляемой ею редакции программы «Схемы» от возможного раскрытия.
В обращении Наталья Седлецкая просила остановить сбор Генеральной прокуратурой Украины информации о звонках, СМС, месте нахождения ее мобильного телефона за 1,5 года, и заставить украинскую власть пересмотреть решение суда, выдавшего санкцию следователю на доступ к этой чувствительной информации.
«Теперь генпрокурор [Юрий] Луценко должен выполнить решение ЕСПЧ и не просто дать указание следователю прекратить сбор информации с телефонов журналистов, но и в случае, если такая информация была уже получена — запретить ее анализировать, а возможно, и уничтожить ее. Такая процедура», — объясняет адвокат журналистки Сергей Заяц.
Он добавляет, что невыполнение Генеральной прокуратурой требований ЕСПЧ будет сложно скрыть. «Это достаточно серьезные политические последствия, за которые многим придется отвечать лично. Всем придется отвечать на очень неприятные вопросы — как так случилось, что Украина не выполнила это требование, если свобода слова является основополагающей ценностью, на которой строится демократическое общество», — рассказал адвокат.
«Решение ЕСПЧ — очень однозначное. Оно предусматривает, что никакой информации — ни о передвижении, ни по смс, ни о звонках журналистки в какой-то конкретный период не должно быть предоставлено следствию. Это конкретное решение, оно является обязательным к выполнению Украиной и ГПУ в частности. Европейский суд применяет срочные средства в крайних случаях, когда речь идет о, например, экстрадиции лица, которому грозит смертная казнь в его стране, или когда речь идет о применении каких-то обязательных медицинских средств для того, чтобы человека спасти. И поэтому применение статьи 39 в деле Натальи Седлецкой очень важно для защиты прав журналистов, работающих с источниками информации», — комментирует решение Людмила Панкратова, юрист Института развития региональной прессы, которая входит в группу защиты Натальи Седлецкой.
Над обращением в ЕСПЧ для применения правила 39 Регламента суда работала группа экспертов: Сергей Заяц, адвокат ОО Региональный центр прав человека, адвокат Вера Крат, которая представляет интересы журналистов программы «Схемы» в судах, Анатолий Попов, адвокат Натальи Седлецкой, а также Людмила Панкратова, адвокат из Института развития региональной прессы.
Ранее 18 сентября Апелляционный суд города Киева фактически уменьшил объем данных, которые может получить следователь с телефона журналистки.
Суд в Украине позволил получить от оператора даты, время и место пребывания телефона Натальи Седлецкой в течение 17 месяцев в рамках действия определенных базовых станций вблизи Национального антикоррупционного бюро Украины.
Этому предшествовало решение суда первой инстанции, который разрешил Генпрокуратуре получить доступ к звонкам и смс-сообщениям журналистки с июля 2016-го по ноябрь 2017 года и к данным о местоположении ее телефона в течение этих 17 месяцев.
Радио Свобода выразило возмущение этим определением. Редакция программы «Схемы» выступила с заявлением, в котором осудил давление на Наталью Седлецкий.
Вслед с заявлениями о наступлении на свободу слова и осуждением нарушенного права журналистов на защиту источников выступили коллеги по цеху, украинские и международные организации, среди которых, в частности, «Репортеры без границ», нью-йоркский «Комитет по защите журналистов», Европейская комиссия, Парламентская ассамблея Совета Европы.