В Черном море у Таманского полуострова России в ночь на 25 декабря село на мель грузовое судно SUROV под флагом Монголии, которое незаконно заходило в закрытые Украиной порты оккупированного Крыма. На сухогрузе, пренебрегая правилами безопасности судоходства, была отключена AIS (Automatic Identification System).
Об этом сообщает министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинТОТ), передает Центр журналистских расследований.
«Ночью грузовое судно под флагом Монголии SUROV (название до августа 2018 года — VELES), что двигалось из порта Турции в порт «Кавказ» Российской Федерации село на мель. Авария произошла вблизи Таманского полуострова в районе мыса Железный Рог (село Волна)», — говорится в сообщении.
Как отметили в МинТОТ, по данным международной идентификационной системы AIS, последняя информация о судне SUROV была зафиксирована еще 2 недели назад. Однако в нарушение требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, AIS на судне была отключена. Именно благодаря этой системе есть возможность не только своевременно реагировать на аварии судов и оказывать помощь пострадавшим, но и отслеживать нарушения движения судов и незаконное пересечение границ.
«По имеющейся информации, отключение AIS обусловлено незаконным заходом судна SUROV в закрытые порты Крыма. Причина этому — попытка иностранных компаний, причастных к морским перевозкам в закрытые порты, избежать ответственности со стороны украинского законодательства, а также не попасть в список компаний-нарушителей, к которым могут применяться международно-правовые санкции», — отметили в министерстве.
Как указали в МинТОТ, несмотря на угрозы безопасности судоходства в Черном и Азовском морях, риски для жизни людей, РФ поощряет массовые отключения судами системы AIS, а приведенный пример еще раз демонстрирует, как Россия пренебрегает нормами международного права.
Кроме того, отметили в министерстве, уполномоченные лица на многих иностранных судах сознательно нарушают нормы Конвенции, поэтому Украина постоянно собирает сведения об иностранных компаниях, причастных к морским перевозкам, операторах морских судов, которые незаконно заходят в порты временно оккупированного Крыма и нарушают Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море.
Напомним, в июле 2014 года Украина официально закрыла порты оккупированного Крыма для международного судоходства. Кроме того, в Уголовный кодекс Украины внесена статья 332-1 о нарушении правил въезда на временно оккупированную территорию Украины. Согласно этому законодательному акту, члены экипажа судна, прибывающие на его борту в Крым, попадают под административную и уголовную ответственность перед Украиной за незаконное групповое пересечение границы и нарушение порядка въезда на оккупированную территорию.
Прокуратура АРК по состоянию на 1 февраля 2018 года внесла в специально созданный реестр 665 судов-нарушителей, который незаконно заходили в порты оккупированного Крыма, закрытые Украиной для международного судоходства.
Напомним, МинВОТ за период с 1 августа 2017 года по 30 сентября 2018 года зафиксировало в закрытых Украиной портах и портовых акваториях оккупированного Крыма 1207 заходов грузовых судов и танкеров, из которых только 84 — суда под иностранными флагами, все остальные российские.