Накануне первого тура выборов президент Петр Порошенко согласовал снятие украинских санкций с «Молдавского металлургического завода» (ММЗ) в Рыбнице, который является одним из основных налогоплательщиков в непризнанной «Приднестровской Молдавской республике». Произошло это по просьбе премьер-министра Молдовы Павла Филипа, ставленника молдавского олигарха Влада Плахотнюка, который, косвенно связан с работой ММЗ, и который признавал, что является давним знакомым самого Порошенко.
Об этом говорится в трансграничном расследовании журналистов программы «Схемы: коррупция в деталях» (совместный проект Радіо Свобода и телеканала «UA:Перший») и RISE. Moldova — «Лом для Приднестровья», передает Центр журналистских расследований.
Приднестровский «ММЗ», который находился под украинским санкциями с середины 2018 года, СНБО и президент Украины вывели из санкционного списка 19 марта 2019 года — уже через неделю после того, как руководство Украины прямо попросил об этом молдавский премьер-министр Павел Филип, близкий к Плахотнюку.
Премьер-министр Молдовы направил в Порошенко и главе украинского правительства Владимиру Гройсману письмо с просьбой о «разблокировании деятельности этого экономического субъекта» в регионе, контролируемом Россией.
11 марта этот документ через посольство Молдовы в Киеве получило МИД Украины, оттуда ведомство отправило письмо в Администрацию президента. В тот же день из АП его получила СБУ, которая направила представление в СНБО, чьим решением 19 марта 2019 года санкции с завода в Приднестровье были сняты. Тогда же своим указом Порошенко ввел это решение в действие.
«В случае с заводом в «ПМР», похоже, сработала «давняя дружба», о которой говорит сам Плахотнюк, между на тот момент официальным лидером Украины и неофициальным лидером Молдовы — и открыла путь к прямым поставкам лома на ранее подсанкционный завод в непризнанной республике в Приднестровье», — говорится в расследовании.
Глава молдовского правительства Павел Филип также является вице-президентом «Демократической партии Молдовы», возглавляемой Плахотнюком и, похоже, имеет с ним довольно тесные взаимоотношения.
Кроме того, отмечают журналисты, СМИ Украины и Молдовы неоднократно писали о дружеских отношениях и партнерстве Порошенко и Плахотнюка. К тому же, сам Плахотнюк называл Порошенко «старым другом», когда тот посещал презентацию одного из проектов фонда олигарха в 2014 году уже в качестве президента.
«Плахотнюка в этой стране называют крупнейшим олигархом и чуть ли не самым влиятельным человеком республики, а Порошенко в прошлом имел бизнес-интересы в Молдове», — подчеркивают расследователи.
Также журналисты обнаружили, что пока завод, который платит большие налоги в бюджет сепаратистского региона, не имел возможности торговать с Украиной, наладить поставки металлолома туда помогла фирма Novastal prim SRL (Кишинев), что не отрицает директор фирмы, которая оказалась косвенно связана с крупнейшим молдавским олигархом и лидером «Демократической партии Молдовы» Владом Плахотнюком. По данным «Схем» с сентября по декабрь 2018 года из Украины в направлении Молдовы было вывезено не менее 9000 тонн лома.
Фирма с уставным фондом в 300 долларов зарегистрирована по тому же адресу, где находится районная организация крупнейшей партии правящей коалиции, Демократической партии Молдовы, возглавляемой политиком Плахотнюком, однако не имеет больших площадок или складов для хранения лома.
В период ограничений на торговлю у фирмы сменился собственник. Анализ структуры собственности вывел журналистов на компанию «Металферос» — главной на рынке импорта-экспорта и одного из крупных поставщиков того же ММЗ, в руководство которой в разные годы всегда входили влиятельные однопартийцы олигарха Плахотнюка. А по свидетельству бывшего директора ММЗ Анатолия Белитченко, именно Плахотнюк руководит поставками на завод в сепаратистском регионе.
«Он полностью этим занимается. Его фирма этим занимается — «Металферос». Да, это государственная контора, но он ею ею руководит. Точнее его представители», — сказал Белитченко.
Украинские спецслужбы также обратили внимание на эту схему, зарегистрировали производства и подали Novastal на включение в санкционный список. Через 3 месяца СНБО внесла компанию в санкционный список, а Порошенко подписал соответствующий указ. Но тем же самым решением из списка исключили сам ММЗ.
«Почему украинская власть исключила из санкционного списка один из крупнейших заводов в так называемой «ПМР», отделение которой от Молдовы официально не признает? Почему таким образом позволила экспортировать из Украины сырье на завод, который приносит доход в местный бюджет как в виде налогов, так и в виде дивидендов — а значит с него кормятся местные пророссийские сепаратисты? Разве это не идет в разрез с украинским геополитическими интересами Украины и заявлениям самого Порошенко по борьбе с сепаратизмом?», — задаются вопросами в расследовании журналисты.
На запрос в Администрацию президента Украины пока ответа «Схемам» не предоставили. Журналисты также пытались спросить об этом напрямую у Порошенко 21 апреля — во время голосования на выборах президента во втором туре, но глава государства так он не ответил.
В свою очередь в СБУ, которую СНБО называла инициатором представления на исключение ММЗ из списка, ответили «Схемам», что получили указание с Банковой.
Плахотнюк также не отреагировал на звонки и сообщения от журналистов. Не захотел говорить с журналистами на тему своего письма и премьер-министр Молдовы Павел Филип.
При этом украинские эксперты считают, что санкции играют на пользу не только Украине и ее национальным интересам, но и самой Молдове. «Украинские санкции являются давлением на приднестровское руководство — таким образом его направляют к диалогу с официальным Кишиневом, а не с Россией, в сфере влияния которой он находится», — пояснил заведующий отделом исследований придунайско-Черноморского региона Национального института стратегических исследований в Одессе Артем Филипенко.
«В отношении непризнанной «ПМР» Украина должна, в первую очередь, руководствоваться своими собственными национальными интересами, исходя из тех рисков и угроз, которые несет с собой существование этого сепаратистского анклава на территории Молдовы … То есть для Украины вопрос «ПМР» — это зеркало, сценарий того, как может развиваться ситуация внутри страны», — добавил он.
Напомним:
- До 2011 года частью акций ММЗ владел украинский бизнесмен Вадим Новинский, ныне — глава фракции «Оппозиционного блока» в Верховной Раде. Впоследствии завод связывали с влиятельным российским олигархом Алишером Усмановым, который неоднократно возглавлял список самых богатых людей России, а Минфин США официально включил его в санкционный список людей, приближенных к президенту РФ Владимиру Путину. В начале 2015 года «власть» самопровозглашенной «ПМР» объявила, что Усманов передал предприятие под ее контроль.
- 19 марта 2019 года президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО о расширении санкционных списков физических и юридических лиц РФ, причастных к строительству Керченского моста и нападению на корабли ВМСУ у Керченского пролива. В то же время, по представлению СБУ были отменены ограничительные меры в отношении 8 юридических лиц, включая «Молдавский металлургический завод».
- Народный депутат Украины Светлана Залищук заявила, что снятие украинских санкций с Молдавского металлургического завода, который закупает металлолом в Украине, произошло из-за чьего-то коррупционного интереса.
- Списки физических и юридических лиц, в отношении которых Совет национальной безопасности и обороны ввел санкции за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, пополнились сотнями фигурантов.
- Санкционные списки СНБО не синхронизированы со списками США. Украина не ввела ни одной секторальной санкции против РФ, даже в оккупированном Крыму, зато предоставила ему статус свободной экономической зоны. Законодательство Украины вообще не предусматривает наказания за нарушение санкций.