В оккупированном Крыму уголовное дело тяжелобольного крымскотатарского активиста Эдема Бекирова направлено из Симферополя для рассмотрения по существу в «Красноперекопский районный суд». В Красноперекопске нет изолятора временного содержания, ближайший находится в Армянске, условия содержания которого угрожают жизни Бекирова, кроме того, он может не пережить этапирование из СИЗО Симферополя.
Об этом сообщил на своей странице в Facebook адвокат Алексей Ладин, передает Центр журналистских расследований.
««Судья» «Центрального районного суда» Симферополя Александр Вороной направил уголовное дело в отношении моего подзащитного Эдема Бекирова для рассмотрения по существу в «Красноперекопский районный суд» Крыма. А это 123 километра от Симферополя. Аргумент судьи следующий: дело должно рассматриваться в Красноперекопске, поскольку именно в том районе сотрудники ФСБ обнаружили тайник с боеприпасами и взрывчаткой, в хранении которых обвиняют Бекирова», — написал Ладин.
В то же время он обратил внимание, что даже по версии следствия ФСБ состав преступления оканчивается на якобы хранении боеприпасов в Симферополе, но не на якобы их перевозке в тайник в район села Рисовое Красноперекопского района, как считает «судья» Вороной.
Ладин назвал такую квалификацию абсурдной и отметил, что защита ее уже обжаловала. Также по его словам, доводы «суда» о том, что преступление окончено в момент изъятия ФСБ боеприпасов и патронов из тайника в районе села Рисовое несостоятельны, поскольку даже по версии следствия о перемещении запрещенных веществ Бекиров не знал и его обвинение ограничено лишь хранением патронов и боеприпасов и перевозки там нет.
«Вопрос территориальной подсудности принципиальный, так как неправильное определение подсудности напрямую угрожает здоровью и жизни моего подзащитного. Повторюсь: этап из СИЗО в суд длинною в 123 километра, летом, в автозаке, по разбитым дорогам северного Крыма Эдем Бекиров не переживет. Более того ИВС в Красноперекопске нет, ближайший в Армянске, а это еще 20 километров. Ежедневные 20 километров в «суд» и обратно», — указал адвокат.
Он добавил, что есть информация о том, что ИВС Армянска находится на ремонте, в связи с чем непонятно, где будет содержаться Бекиров на период суда в Красноперкопске, если «Верховный суд Крыма» оставит в силе постановление «Центрального райсуда» Симферополя.
«В связи с этим мой подзащитный [если ситуация с подсудностью не решится] в знак протеста привяжет себя к койке или любому недвижимому предмету в камере и откажется покидать пределы медсанчасти СИЗО», — сообщил Ладин.
Напомним:
- 12 декабря 2018 года на админгранице с Крымом на российском КПП сотрудники ФСБ задержали крымскотатарского активиста, жителя Новоалексеевки Херсонской области Эдема Бекирова, который ехал на полуостров проведать свою 78-летнюю мать. В январе 2018 года Бекиров перенес сложнейшую операцию на сердце, в ходе которой ему были установлены 4 шунта. Он носит съемный протез на правой ноге (ниже колена).
- ФСБ предъявила активисту официальное обвинение «в незаконном обороте оружия и незаконной передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении взрывчатых веществ (ч. 2 ст. 222 и ч.2 ст. 222.1 УК РФ)». Согласно материалам дела, Бекиров якобы в Крыму передал некоему «водителю такси, который сейчас участвует в деле в качестве засекреченного свидетеля обвинения под именем Карим Меметов, сумку с почти 12 кг тротила и почти 200 патронами калибра 9 мм с просьбой спрятать».
- 10 июня ЕСПЧ обязал власти России немедленно поместить в больницу тяжелобольного Эдема Бекирова, который удерживается в симферопольском СИЗО оккупированного Крыма. Это решение не было выполнено.
- 10 июля ЕСПЧ обязал правительство РФ провести независимое медицинское обследование Эдема Бекирова.
- 15 июля омбудсмен РФ Татьяна Москалькова заявила, что Эдема Бекирова якобы перевели в больницу.
- 16 июля дочь активиста Элеонора Бекирова сообщила, что отца перевели в санчасть СИЗО №1 Симферополя, однако медицинской помощи он до сих пор не получает.
- У Эдема Бекирова значительно ухудшилось состояние здоровья. Из-за острой боли он не может встать с койки.