Стоимость раскрутки новой политической силы в соцсетях с помощью проплаченных комментариев составляет 5-7 тысяч долларов, узнали журналисты «Слідство.Інфо» в ходе расследования «Я — бот», презентация которого состоялась 18 сентября в Киеве.
Об этом пишет Центр журналистских расследований.
Информацию о стоимости услуг «ботофермы» предоставил авторам расследования политтехнолог Валерий Савчук, до недавнего времени директор пиар-агентства «Прагматіко», который, по данным «Слідство.Інфо», координировал работу «ботофермы», куда устроился «ботом» корреспондент издания Василий Бидун.
Журналисты получили эти данные под видом ассистентов бывшего народного депутата Егора Соболева, который сделал вид, что хочет заказать услуги «ботофермы» для своей будущей политсилы.
«В хорошие времена у нас доходило до двух долларов за один комментарий. На этих выборах мы это делали за 5-7 тысяч долларов, это за 10 тысяч комментариев», — приводит издание слова Савчука, добавляя, что в соответствии с этими цифрами стоимость одного комментария составляет около 60 центов, или 15 грн.
По данным Савчука, «ботов можно привлекать в случае, когда надо срочно «разогнать» информацию или, наоборот, отвлечь внимание от скандала или неприятной ситуации». Также он сообщил, что есть возможность закупки дополнительных «ботов» в других фермах по большей стоимости.
Однако когда во время второй встречи журналисты выступили уже как представители расследовательского СМИ, Савчук отрицал свою причастность к «ботоферме».
Кроме того, журналисты обнаружили родственные связи между работником «ботофермы» и консультантом партии «Голос»:
«Рядом с Савчуком на встрече еще один человек — его коллега Игорь Давыдюк. Он пояснил, что профессионально занимается «таргетированием», то есть исследует, на какой аудитории надо сфокусироваться ботоферме. Примечательно, что «таргетолог» Игорь Давыдюк является родным братом Николая Давыдюка — политического консультанта партии «Голос»», — говорится в расследовании.
Напомним
- Социальная сеть Facebook приостановила деятельность в Украине аккаунтов и групп, которые вели скоординированные кампании по дезинформации.
- ОО «Интерньюз-Украина» запустила проект TrollessUA для выявления и блокирования подозрительных профилей в украинском сегменте Facebook, которые активно комментируют, используя язык ненависти, и в то же время массово распространяют фейки.
- Партия «Европейская солидарность» не задекларировала реальные расходы на политическую агитацию в соцсетях во время парламентских выборов 2019 года.