В Гражданской сети ОПОРА отмечают, что Избирательный кодекс, принятый 19 декабря Верховной Радой с предложениями президента, имеет как прогрессивные, так и неэффективные положения, что стало результатом учета различных политических интересов. Как считают эксперты, настоящим прорывом стало устранение препятствий для участия в выборах мобильных внутри страны граждан, в частности переселенцев и трудовых мигрантов.
Об этом говорится в заявлении ОПОРЫ в связи с принятием Избирательного кодекса.
19 декабря Верховная Рада приняла Избирательный кодекс по результатам его повторного рассмотрения. Кодекс был принят в июле парламентом предыдущего созыва и ветирован президентом Украины Владимиром Зеленским, который выразил ему высказал 17 замечаний.
Как указывают эксперты, самым большим вызовом для нового Кодекса стало решение парламента ограничить открытость избирательных списков на парламентских и местных выборах. Такая позиция противоречит замечанию президента Украины, высказанным в вето, в которых он прямо выступил против получения первыми десятью кандидатами мандатов по определенной партией очередности. Кроме того, парламенту не удалось сделать шаг вперед по учету роли социальных сетей и интернета в избирательном процессе, поскольку Кодекс в этой части остался устаревшим.
В ОПОРЕ считают дискуссионным исключения положений о ЦИК и Государственном реестре избирателей из Избирательного кодекса и сохранения силы специальных законов. Полномочия ЦИК и вопросы функционирования Государственного реестра избирателей выходят за пределы регулирования Кодекса (в частности, в вопросе референдумов). Но часть народных депутатов Украины и экспертов считала принятое решение попыткой избежать комплексной реформы законодательства о ЦИК и таким образом сохранить статус-кво.
«Значительным достижением доработки Кодекса является обеспечение избирательных прав внутренне перемещенных лиц, трудовых мигрантов, других мобильных внутри страны граждан. Избиратели смогут обратиться в органы ведения Реестра избирателей с мотивированным заявлением об изменении избирательного адреса для голосования на выборах всех уровней. Прогресс государства в этом вопросе очевиден, но ЦИК еще должна принять качественные подзаконные акты и проинформировать граждан о новых процедуры», — отметили в организации.
Позитивом является и то, что после замечаний президента и дискуссий на уровне парламента удалось сохранить и в отдельных аспектах усилить гарантии участия в избирательном процессе людей с инвалидностью. Кабмину Украины, среди прочего, было поручено обеспечить постоянный мониторинг доступности избирательных участков для людей с инвалидностью на основании разработанных критериев. При этом местные органы власти обязаны до 2025 года обеспечить стандарты доступности всех избирательных участков.
ОПОРА также приветствует сохранение в Кодексе механизмов сбалансированного представительства двух полов в избирательных списках политических партий.
В Кодексе удалось достичь отдельного прогресса по вопросам избирательных данных. В частности, на уровне законодательства урегулировано обнародование решений ЦИК и всех ОИК в виде набора данных, в пригодном для машиночтения формате.
В Кодексе впервые предусмотрена возможность для общественных организаций зарегистрировать наблюдателей на уровне ЦИК для полноценного наблюдения за его деятельностью. Положительным следствием парламентского диалога стало исключение из перечня предложений положений, касающихся расширения оснований для отказа и отмены регистрации кандидатов, необоснованного усиления полномочий ЦИК. Рада также отменила дискредитирующее реформу решение своих предшественников отсрочить вступление в силу Избирательным кодекса до декабря 2023 года и предусмотрела его применение с января 2020 года.
Как указывают в ОПОРЕ, во время консультаций между фракциями, назначенных председателем Верховной Рады, ключевым стал вопрос открытости избирательных списков партий по пропорциональной системе. На выборах народных депутатов Украины, на выборах областных и городских советов (90 и более тыс. избирателей) предусматривается применение пропорциональной избирательной системы с открытыми списками. Избиратель получит возможность проголосовать не только за партию, но и за ее конкретного кандидата. Как показывает окончательная версия Кодекса, депутаты решили отказаться от предложения Владимира Зеленского ввести пропорциональную избирательную систему с полностью открытыми избирательными списками, отметили эксперты.
«Изменения в Кодекс способствуют усилению партийного влияния на распределение мандатов и уменьшению эффекта персонифицированного голосования избирателей», — заявили в ОПОРЕ.
Напомним:
- В ноябре 2017 года Рада в первом чтении поддержала проект Избирательного кодекса.
- 6 июня 2019 года парламент приступил к рассмотрению его во втором чтении и завершил 11 июля. Были рассмотрены 4568 поданные к законопроекту правки, но ни одну из них народные депутаты не поддержали.
- 11 июля Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом проект Избирательного кодекса, который вводит пропорциональную систему выборов в парламент по открытым спискам и сохраняет 5-процентный проходной барьер.
- 13 сентября Владимир Зеленский ветировал Избирательный кодекс и вернул его на повторное рассмотрение Верховной Рады со своими предложениями. Глава государства считает, что положения Кодекса противоречат Конституции Украины и фактически сохраняют закрытые списки.