Совет Европы утвердил пособие для правительств стран-членов организации, в которую, в частности входит и Украина, о том, как уважать демократию, верховенство закона и права человека в рамках санитарного кризиса, вызванного распространением коронавируса COVID-19.
Об этом сообщает общественная организация «Правозащитная группа «СІЧ».
Как отмечают авторы пособия, любые решения в рамках борьбы с пандемией COVID-19, которые правительства государств сегодня принимают — должны базироваться на соблюдении прав человека. Цель этого документа — предоставить правительствам инструментарий, как бороться с беспрецедентным по масштабам, кризисом современности так, чтобы придерживаться базовых ценностей демократии и прав человека.
Как указывается, члены Совета Европы в своих действиях, направленных на борьбу с распространением коронавируса, должны придерживаться следующих рекомендаций:
1. Каждое государство должно оценивать, насколько меры, которое оно принимает в условиях борьбы с коронавирусома, требуют отступления от соблюдения прав и свобод, перечисленных в Европейской конвенции о правах человека. Речь идет о Статье 15 Конвенции, которая дает государствам, которые ее ратифицировали, возможность ограниченного и контролируемого отступления по обеспечению определенных прав и свобод только в исключительных случаях. Совет Европы призывает государства соблюдать нормы Конвенции даже в самые критические времена.
2. Верховенство права должно преобладать при любых обстоятельствах и законодательные действия государства должны согласовываться с ним даже в чрезвычайных ситуациях.
3. Ограниченная продолжительность режима чрезвычайного положения и мероприятий, связанных с ним. Основная цель чрезвычайного положения или других ограничений — сдержать развитие кризиса и вернуться как можно быстрее к обычному режиму жизни, говорится в руководстве. Введение ограничений следует проводить так, чтобы не было возможности злоупотребления властью.
4. Соблюдение права на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унизительного обращения — Статьи 2 и 3 Конвенции принадлежат к основным правам и основным свободам даже во время чрезвычайного положения. Конвенция также требует от государств-членов обеспечить надлежащий уровень медицинской помощи и заботы о людях, находящихся в местах лишения свободы.
5. Право на свободу и безопасность в соответствии со статьей 5 Конвенции определяет, что предотвращение распространения инфекционных заболеваний является одним из оснований, по которым лицо может быть ограничено в свободе. Прежде чем прибегать к таким мерам, государства должны взвесить, являются ли они крайне необходимы при наличии менее суровых альтернатив.
6. Право на частную жизнь, свобода совести, свобода выражения взглядов, право объединяться гарантируются статьями 8, 9, 10 и 11 Конвенции. Власть должна убедиться, что любое ограничение этих прав четко регулируется законодательством и оправдывает цель этого ограничения.
7. Свобода выражения, информационная свобода СМИ, доступ к официальной информации — является критическим фактором способности СМИ сообщать о проблемах, связанных с пандемией. СМИ и профессиональные журналисты, в частности общественные вещатели, несут особую ответственность за своевременное обеспечение точной и достоверной информацией общественности. Они должны придерживаться высочайших профессиональных и этических норм, воздерживаться от публикации непроверенной информации, в том числе неправдоподобных сенсационных материалов. В то же время, журналисты, СМИ, медицинские работники, активисты гражданского общества и общественность в целом должны иметь возможность критиковать власть и внимательно изучить ее мероприятия во время кризиса.
8. Конфиденциальность и защита данных. Конвенция допускает исключения в течение ограниченного периода, но с соответствующими гарантиями — относительно сохранения анонимности во время сбора, анализа и передачи данных законным способом. Масштабную обработку личных данных с помощью искусственного интеллекта следует проводить только когда научные данные убедительно свидетельствуют, что потенциальные преимущества для здравоохранения преобладают альтернативные, менее радикальные решения.
Напомним:
- 17 марта Кабмин Украины временно ограничил до 3 апреля пропуск через КПВВ на административной границе оккупированного Крыма с Херсонской областью. Временные ограничения касаются всех лиц, кроме граждан Украины и членов их семей, которые пересекают админграницу с целью обеспечения защиты национальных интересов или в связи с выполнением международных обязательств, а также представителей дипломатических учреждений и гуманитарных миссий, выезжающих из Крыма и Севастополя.
- С 22 марта в районе проведения Операции объединенных сил с целью эффективного противодействия и недопущения заноса на подконтрольную правительству Украины территорию коронавирусной инфекции временно прекращен пропуск через КПВВ на линии разграничения.
- С 28 марта с целью противодействия распространению коронавируса ограничен въезд в зону проведения ООС из Харьковской, Запорожской и Днепропетровской областей. Въезжать в район ООС может только транспорт, осуществляющий логистическое жизнедеятельности региона.
- Специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ в Украине и в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) Хайди Грау призвала стороны конфликта на Донбассе предоставить возможность гражданским лицам пересекать временно закрытые из-за пандемии коронавируса КПВВ на линии разграничения по гуманитарным обстоятельствам.
- Кабмин Украины из-за продолжения действия карантинных мероприятий продолжил до 11 мая срок действия временного ограничения пропуска граждан через КПВВ на админгранице с оккупированным Крымом.