В оккупированном Крыму на заседании «Армянского городского суда» свидетель обвинения заявил, что национальный лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, которого оккупанты обвиняют в «незаконном пересечении госграницы РФ» 3 мая 2014 года, не пытался пройти через оцепление на админгранице с полуостровом, которая никак не была обозначена.
Об этом сообщил адвокат Николай Полозов на своей странице в Facebook.
В ходе судебного заседания был допрошен свидетель Музафар Фукала, который показал, что накануне 3 мая 2014 года увидел по телеканалу ATR информацию, что Джемилев собирается приехать в Крым к себе домой. Поскольку свидетель опасался провокаций против Джемилева, он принял решение поехать к посту ГАИ за городом Армянск и там его встретить.
Когда Фукала прибыл к посту ГАИ, то обнаружил, что там находятся вооруженные автоматическим оружием люди в камуфляжной форме без опознавательных знаков, некоторые были в балаклавах и масках. «Свидетель пояснил, что интересуется иностранными языками и из разговоров людей в камуфляже услышал, что часть из них разговаривала на сербском языке, часть на некоторых языках народов Северного Кавказа, а часть он определил как лиц бурятской национальности», — отметил Полозов.
Джемилева Фукала увидел на нейтральной зоне, расположенной между постом ГАИ в Крыму и постом ГАИ в Херсонской области. По его словам, люди в камуфляжной форме встали цепочкой лицом по направлению к Армянску, за ними стоял бронетранспортёр. Рядом в лесополосе было еще не менее сотни людей в камуфляжной форме и несколько единиц боевой техники.
«Люди, пришедшие встретить Мустафу Джемилева, не вели себя агрессивно, не пытались портить и ломать какое-либо имущество, были безоружны. Между ними и людьми в камуфляже шла полемика. В какой-то момент люди в камуфляже в присутствии женщин и детей начали стрелять из автоматов в воздух», — добавил адвокат.
Также свидетель показал, что в той местности не наблюдал ясных видимых пограничных знаков, пограничных столбов с символикой герба РФ, каких-либо предупреждающих о пограничном режиме и государственной границе знаков и указателей. Он указал на то, что в данной местности не было никаких признаков наличия госграницы РФ.
«Также свидетель указал, что не наблюдал 3 мая 2014 года в том месте каких-либо людей в форме сотрудников полиции РФ или пограничной службы РФ. Он не видел, чтобы кто-либо демонстрировал Мустафе Джемилеву какие-либо документы, не видел, чтобы Мустафа Джемилев расписывался в каких-либо документах. Не видел, чтобы кто-либо составлял какие-либо акты об отказе Мустафы Джемилева от подписи», — рассказал Полозов.
Со слов свидетеля, никаких попыток прорваться через цепочку вооруженных людей в камуфляже по направлению к Армянску Джемилев не предпринимал. Он находился все время примерно в одном и том же месте.
После окончания допроса Фукала «суд» объявил перерыв. Следующее судебное заседание по делу против Мустафы Джемилева состоится 10 сентября в 9:30.
Напомним:
- 19 апреля 2014 года российские власти запретили лидеру крымскотатарского народа Мустафе Джемилеву въезжать в Россию, включая оккупированный Крым.
- 13 апреля 2020 года российские следователи в Крыму предъявили обвинение Мустафе Джемилеву по трем статьям в рамках предварительного следствия: по ч.3 ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), по ч.1 ст. 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов) и по ч. 1 ст 224 УК РФ (небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия). Первая статья касается событий 3 мая 2014 года, когда Джемилев пытался попасть в оккупированный Крым через пункт пропуска «Каланчак» на админгранице с Херсонской областью. Тогда его не пропустили и он был вынужден вернуться в Киев. Вторая и третьяй статьи имеют отношение к делу сына Мустафы Джемилева Хайсера, который в мае 2013 года во дворе своего дома в Бахчисарае, случайно выстрелив из отцовского ружья, убил знакомого семьи. Изначально суд по этому делу проходил на территории Украины, однако после оккупации Крыма его перенесли в российский Краснодар.