Крымскотатарский Ресурсный Центр направил Управлению Верховного комиссара ООН по правам человека отчет о влиянии нерациональной политики оккупационных властей России на водный баланс Крыма.
В документе, помимо описания многочисленных фактов нарушения оккупантами водного баланса полуострова, отмечается, что в соответствии с Конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года обеспечение водой населения полуострова полностью относится к обязательствам государства-оккупанта – Российской Федерации.
В отчете КРЦ проинформировал Верховного комиссара ООН по правам человека о состоянии и особенностях водного баланса Крыма до оккупации и после, о количестве водных ресурсов и потребностях населения полуострова.
В документе говорится, что с 2014 года хозяйственная политика РФ в Крыму строилась не на имеющихся водных ресурсах полуострова, а на ожидании подачи воды Северо-Крымским каналом.
«Для этого власти РФ планировали заключить соглашение с Украиной, контролирующей Северо-Крымский канал. Пытаясь достичь соглашения, власти РФ использовали следующие методы: шантаж, давление, попытки подкупа должностных лиц, а также угрожали эскалацией российской агрессии с последующим захватом части Херсонской области и установлением полного контроля Российской Федерацией над Северо-Крымским каналом», – отмечается в отчете.
Также говорится, что за период продолжающейся временной оккупации Крыма Российской Федерацией население Крыма, включая Севастополь, было противоправно увеличено с 2,5 миллионов не менее чем до 3,5 миллионов человек, в том числе путем формирования многочисленных воинских подразделений, силовых структур, массового переселения чиновников, а также содействие инициативному переселению граждан РФ в Крым из неблагополучных регионов России.
«Данная демографическая политика является грубым нарушением требований IV Женевской конвенции, и при этом она не учитывает ограниченность водоснабжения Крыма», – подчеркивает КРЦ.
Кроме того, правозащитники проинформировали ООН о регулярных военных учениях на полуострове, которые требуют использования дополнительных водных ресурсов, о строительстве и ведении в эксплуатацию многочисленного многоэтажного жилого фонда, о запуске новых производственных мощностей, о разрушении и карьерной разработке на строительные материалы северной части Крымского горного массива и др.
В отчете отмечается, что именно милитаризация, нерациональная хозяйственная и демографическая политика оккупационных властей негативно повлияла на водный баланс Крыма. Российская Федерация несет полную ответственность за кризисную ситуацию в сфере крымского водопользования.
В соответствии с Конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года, обеспечение водой населения временно оккупированного Крыма полностью относится к обязательствам государства-оккупанта — Российской Федерации.
Как сообщалось, в августе в оккупированном Крыму пересохли несколько основных рек, что питают некоторые водохранилища полуострова.
С 24 августа в Симферополе, в Симферопольском и Бахчисарайском районах оккупированного Крыма ограничили подачу воды из-за засухи. Оккупационные власти заявили об установке возле социальных объектов и в жилых микрорайонах города более 230 накопительных баков для воды. Ограничения вводились в три этапа. 7 сентября введен третий, самый жесткий этап ограничений подачи воды. Водоснабжение осуществляется по часам — утром и вечером.
3 сентября гендиректор предприятия «Вода Крыма» Владимир Баженов заявил, что из-за длительной засухи и малого количества осадков, которые должны наполнять водохранилища, в оккупированном Симферополе даже с учетом перехода на график подачи води ее запасов осталось на два месяца. Поэтому было принято решение отключить и подачу горячей воды.
В Белогорском районе Крыма российские военные перекрыли речку Биюк-Карасу земляной плотиной ниже Белогорского водохранилища и из образовавшегося пруда начали качать воду на нужды Симферополя. Ниже по течению речка, которая обеспечивала водоснабжение населенных пунктов на востоке полуострова, осталась без воды.
Напомним:
- После оккупации Крыма Украина в апреле 2014 года года перекрыла поступление воды на полуостров из реки Днепр через Северо-Крымский канал, который обеспечивал до 85% его потребностей в пресной воде. Для обеспечения водой Херсонской области и недопущения ее перетока на территорию оккупированного полуострова канал был перегорожен временной дамбой из мешков с песком. В Крыму сложилась критическая ситуация с водоснабжением отдельных городов, а также с организацией орошения и полива на землях сельскохозяйственного назначения.
- По мнению крымских ученых, региональных чиновников и аграриев альтернативы Северо-Крымскому каналу для производства качественной сельскохозяйственной продукции и сохранения экологического баланса почв не существует.
- Заместитель директора Института водных проблем и мелиорации НААН Украины Михаил Яцюк считает, что меры, которые предпринимают «власти» оккупированного Крыма для экономии воды, не спасут ситуацию с обезвоживанием полуострова. Весной было мало осадков и оставшиеся запасы воды в Крыму придется «растягивать».