Проект обеспечения Крыма водой с опреснительных установок не является невыполнимым, хотя потребует больших средств и большого количества электроэнергии, а также применения современных технологий.
Такое мнение в комментарии Центру журналистских расследований выразил Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI», эксперт в области энергетики.
В мире уже есть примеры успешной реализации масштабных опреснительных проектов, отмечает эксперт.
«Сейчас, когда в Крыму заговорили на фоне вододефицита о возможности строительства опреснительных установок, кто-то называет это бредом. Но это не бред. Посмотрите на Саудовская Аравию или Объединенные Арабские Эмираты: где они берут пресную воду? С опреснительных установок. У саудитов нет дефицита энергии. У них много нефти, они построили в районе Красного моря мощный энергокомплекс, по мощности немного меньше нашей Запорожской АЭС, где жгут мазут и получают электроэнергию. Поставили современные опреснительные установки — кажется, немецкого производства. В Крыму может быть реализован такой же вариант. С точки зрения распила федеральных средств, это очень классный проект — масштабный и дорогой», — говорит Гончар.
По словам эксперта, годовое количество пресной воды, которую дает опреснительный комплекс в Саудовской Аравии, примерно равна половине годового стока Днепра. Решить вопрос энергообеспечения такого комплекса Россия способна, считает Михаил Гончар.
«Там идеальный вариант: построить несколько атомных энергоблоков. Росатом был бы рад, конечно, реализовать такой проект, но это будет не без сопротивления. Поэтому я не исключаю использования, скажем, нефти или газа для работы этой гигантской электростанции, которая должна питать опреснительные установки», — предполагает эксперт.
По его мнению, Газпром охотно будет строить новые трубопроводы. Но для реализации проекта нужна технологическая помощь Запада.
«Без западного оборудования это невозможно сделать. Да, конечно, в России есть собственные опреснительные установки — они их ставят на подводных лодках, но там это никогда не было магистральным направлением развития технологической научной мысли. Так или иначе, все эти вещи — современные и технологические, есть в Японии, Южной Корее, в Германии», — считает эксперт.
Ранее Михаил Гончар отмечал, что традиционная экономика Крыма не требует избытка электроэнергии, но его могли создать, кроме традиционного распила федеральных средств, с перспективой наращивания военной инфраструктуры и объемов оборонной промышленности на оккупированном полуострове.
Напомним:
- С 24 августа в Симферополе, в Симферопольском и Бахчисарайском районах оккупированного Крыма ограничили подачу воды из-за засухи. Оккупационные власти заявили об установлении у социальных объектов и в жилых микрорайонах города более 230 накопительных баков для воды. Ограничения вводились в три этапа. 7 сентября введен третий, самый жесткий этап ограничений подачи воды. Водоснабжение осуществляется по часам — утром и вечером.
- С 23 сентября ограничения подачи воды введено в Алуште, Партените и Малом Маяке.
- После оккупации Крыма Украина в апреле 2014 года года перекрыла поступление воды на полуостров из реки Днепр через Северо-Крымский канал, который обеспечивал до 85% его потребностей в пресной воде. Для обеспечения водой хозяйств Херсонской области и недопущения ее перетока на оккупированную территорию полуострова канал перегородили временной дамбой из мешков с песком. В Крыму сложилась критическая ситуация с водоснабжением отдельных городов, а также с организацией орошения и полива на землях сельскохозяйственного назначения.