ОПОРА указала на положительные и отрицательные аспекты закона о всеукраинском референдуме

Новости
Фото: investigator.org.ua

В Гражданской сети ОПОРА приветствуют принятие Верховной Радой закона «О народовластии через всеукраинский референдум», а также указывают на его положительные и отрицательные аспекты.

Об этом говорится в комментарии экспертов ОПОРЫ.

В организации напомнили, что принятый 26 января парламентом законопроект №3612 получил совместный вывод Венецианской комиссии и БДИПЧ ОБСЕ, которым с рядом замечаний было отмечено достижение в нем баланса между прямой и представительной демократией.

В ОПОРЕ приветствовали принятие закона, который обеспечивает реализацию гражданами своего права инициировать и участвовать во всеукраинском референдуме и напомнили, что важность законодательного регулирования всеукраинского референдума определяется Конституцией Украины, которой гарантируется такая форма непосредственной демократии.

Также эксперты организации указали на положительные и отрицательные аспекты документа.

Так к положительным положений закона ОПОРА относит:

  • Отсутствие критических вызовов для исполнения Верховной Радой Украины своих законодательных полномочий, поскольку парламент отверг предыдущие идеи о возможности принятия законов на всеукраинском референдуме.
  • Возможность вынести на всеукраинский референдум лишь один вопрос, что соответствует демократическим стандартам предупреждения манипуляций волеизъявлением граждан и обеспечение надлежащей осведомленности граждан. Предложения отдельных народных депутатов Украины относительно возможности подавать на референдум несколько вопросов, относящихся к одной проблеме, не предупреждают искажения сознательного и информированного волеизъявления граждан. В случае внесения больше одного вопроса, даже в случае их принадлежности к одной теме, возникает вызов относительно интерпретации со стороны государственных органов и избирателей, политизации окончательного решения относительно их одновременного вынесения на всеукраинский референдум. При этом вынесение на голосование нескольких вопросов из разных сфер регулирования нарушает целостность процесса референдума. Это прежде всего касается невозможности обеспечения равного представительства в процессе референдума сторонников и оппонентов конкретных вопросов, в частности при формировании избирательных комиссий.
  • Внедрение системы прозрачности и подотчетности финансирования агитации на всеукраинском референдуме, которая соответствует установленным на выборах минимальным стандартам. В частности, урегулирован процесс проведения агитации во время сбора подписей в поддержку инициативы всеукраинского референдума еще до его провозглашения, финансирование которой будет подотчетным и подлежать требованиям прозрачности. Такие требования будут способствовать равенству возможностей сторон референдума и пресекать незаконное финансирование процесса референдума. При этом ОПОРА обращает внимание на важность дальнейшего усиления механизмов прозрачности политических и избирательных финансов в Украине, которые до сих пор не являются оптимальными.
  • Достаточно качественная синхронизация положений Закона «О народовластии через всеукраинский референдум» и Избирательного кодекса, будет способствовать надлежащей работе членов избирательных комиссий и судов при рассмотрении споров и других вовлеченных в процесс референдума субъектов.
  • Учет парламентом факта отсутствия политического и экспертного консенсуса относительно введения процедуры сбора подписей в поддержку инициативы всеукраинского референдума электронным способом в сети Интернет. Внедрение новых технологий в избирательном процессе или референдуме должно не только учитывать вопросы безопасности и верификации, но и получить надлежащий уровень легитимности среди граждан и политических игроков. Дискуссия в парламенте засвидетельствовала необходимость отсутствия такого консенсуса, что и привело к исключению из Закона положений по сбору подписей с помощью информационной системы ЦИК.

В то же время к недостаткам закона о всеукраинском референдуме ОПОРА относит:

  • Отсутствие обязательного конституционного контроля по всем без исключения вопросам всеукраинского референдума по народной инициативе, хотя данная проблема может быть решена исключительно путем внесения изменений в Конституцию Украины, поскольку связана с особым порядком работы КСУ и конституционно обусловленными субъектами обращения к нему.
  • Возможно необеспечение пропорционального представительства сторонников и противников вопросов всеукраинского референдума в составе окружных и участковых комиссий в связи с предоставлением первоочередного преимущества партиям, которые образовали депутатские фракции в парламенте и зарегистрированы как сторонник или оппонент вопроса всеукраинского референдума, и представителям инициативной группы всеукраинского референдума.
  • Включение в Закон Украины положений относительно электронного голосования, которые хотя и вступят в силу после принятия отдельного закона, но не отражают политического и экспертного консенсуса относительно новых способов голосования.

Напомним:

  • 26 января 2021 года в Верховной Раде нардепы из «Слуги народа» вместе с группой «Доверие» проголосовали за законопроект №3612 «О народовластии через всеукраинский референдум», который инициировал президент Украины Владимир Зеленский. Депутаты других фракций не поддержали проект и указали, что он угрожает демократии.