ГП «Фининпро» разорвало контракт с «Альтисом» на строительство аэродрома «Днепр» за 4 млрд и переобъявило тендер за 6 млрд грн

Новости
Начало строительства первой очереди аэродрома в международном аэропорту «Днепр» компанией «Альтис», 16.03.2021 Фото: fininpro.com

Государственное предприятие «Финансирование инфраструктурных проектов» разорвало соглашение с компанией «Альтис-Констракшн» на строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепр» за 3,95 млрд грн и объявило новый тендер на эти работы ожидаемой стоимостью 5,71 млрд грн.

Об этом сообщается в системе «Прозорро», пишут «Наші гроші».

По данным источника, новый аукцион завершится победой «Автомагистрали-Юг» или «Онур» с ценой, которая не слишком будет отличаться от ожидаемой стоимости. Или же в случае значительного снижения цены потом будут заключены дополнительные контракты по переговорной процедуре на сумму до 50% от первоначального подряда из-за «необходимости в закупке дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника», как часто бывает с этой компанией.

«Альтис» выиграл контракт на тендере в феврале 2021 года. Тогда к торгам ожидаемой стоимостью 5,70 млрд грн было допущено восемь конкурентов, и победитель снизил свою цену на 31% до 3,95 млрд грн. Основными конкурентами были фавориты Укравтодора, которые так же очень сильно снижали свои предложения, однако не могли его догнать, потому что «Альтис» на старте сделал самое дешевое предложение и в дальнейшем удерживал право делать последнюю ставку, уже видя предложения которые сделали конкуренты. Поэтому «Альтком» проиграл «Альтису» 10 тыс грн, а «Автомагистраль-Юг» — 20 тыс грн.

«Наши гроші» тогда проанализировали сметные цены в февральском договоре с «Альтис», который был на 31% ниже ожидаемой цены — они отвечали рыночному уровню.

После того произошла смена власти на правительственном уровне. Был уволен министр инфраструктуры Владислав Криклий и на его место назначили главу Укравтодора Александра Кубракова. Они представляют различные кланы.

Криклий имел связи с Арсеном Аваковым и некоторое время был близок к главе транспортного комитета Верховной Рады Юрия Киселю. Однако впоследствии стал позиционироваться как самостоятельный политик. Кисель — близкий к президенту нардеп из Днепропетровщины. Его жена год назад выкупила у Владимира Зеленского дом в Иванковичах, когда тот решил переселиться на государственную дачу в Конча-Заспу. Также Кисель имеет хорошие отношения с первым помощником президента Сергеем Шефиром.

Кубраков представляет группу менеджеров, которые осваивали сметы «Большого строительства» сначала под началом главы правительства Алексея Гончарука и главы Офиса президента Андрея Богдана. А после их отставки формальным лидером «Большого строительства» стал замглавы ОП Кирилл Тимошенко. Сейчас группа опирается на возможности донесения своей точки зрения лично к Зеленскому.

Со сменой Криклия также был уволен глава «Фининпро» Кирилл Хомяков, на его место назначили Юрия Журавлева – это давний личный знакомый Кубракова. Они работали вместе в КГГА еще в 2016 году, а когда Кубраков возглавил Укравтодор — Журавлев возглавил Черкасскую службу автодорог, где по согласованию руководства Укравтодора получал одни из самых высоких премиальных по всему ведомству (задекларировал премию 375 тыс грн в январе этого года и имел 598 тыс грн зарплаты за весь предыдущий год).

Также изменились контактные лица «Фининпро», отвечающие за тендер на строительство аэродрома. В первом случае исполнителем был Роман Субчак, теперь — Руслан Хордиков.

Формально причиной разрыва контракта с «Альтис» заказчик назвал «неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных договором». И объявлено, что средства подрядчику по этой сделке не платились вообще.

Причин было несколько. Но больше всего затормозило строительство аэродрома решение Антимонопольного комитета о проверке этой истории на предмет государственной помощи. АМКУ после переговоров с Офисом президента якобы по собственной инициативе в мае начал рассмотрение дела в отношении 1,5 млрд грн, которые правительство выделило на строительство аэропорта. В ведомстве назвали эти деньги «незаконной государственной помощью», и итогом стал официальный запрет на перечисление денег подрядчику.

АМКУ два месяца рассматривал эту историю, и в конце концов пришел к выводу, что это не является незаконной госпомощью. И предоставил рекомендации относительно того, чтобы государство в будущем не давало каких-то преференций отдельным авиаперевозчикам и, чтобы процедура отбора будущего эксплуатанта аэропорта «Днепра» была открытой и прозрачной. То есть никаких претензий именно по выбору строителя аэродрома и самого строительства в АМКУ не высказали. Но как и прогнозировала «Лига антитраста», отношения с «Альтис» был расторгнуты и объявлен выбор нового подрядчика.

«Альтис» все это время выполнял работы за свой счет. По данным «Наших грошей», компания всего наработала на 40 млн грн, и еще примерно такую же сумму «Фининпро» должно вернуть ей как задаток, что компания внесла на государственные счета в начале строительства в качестве гарантии выполнения работ со своей стороны. Сейчас «Финипро» Кубракова-Журавлева отказывается возвращать деньги старом подрядчику.

И можно не сомневаться, что второй раз «Альтису» не позволят устроить фестиваль скидок на празднике маржи Кубракова. Тендерный закон позволяет заказчику три года не пускать на свои торги участника, который «не выполнил свои обязательства по ранее заключенному договору о закупке с этим самым заказчиком, что привело к его досрочного расторжения».

Справка:

  • Компания «Автомагистраль-Юг» принадлежит одесскому бизнесмену Александру Бойко. Это вице-президент Национальной ассоциации дорожников Украины, которая со стартом «Большого строительства» объединила лидеров Укравтодора. Исполнительным директором НАДУ является экс-руководитель Одесской СДА Олег Варивода, близкий к Александру Кубракову и «консультанту проекта «Большая стройка» Юрия Голика. «Автомагистраль-Юг» является безусловным фаворитом Укравтодора и имеет в этом году более четверти всех подрядов на ремонт дорог, разыгрывает ведомство.
  • Компания «Онур» принадлежит группе турецких бизнесменов, которых в Украине представляет Эмре Караахметоглу. Он имеет отношения с Зеленским еще со времен «Вечернего квартала», который гастролировал в Турции в отеле «Онура».
  • Столичная компания «Альтис-Констракшн» входит в корпорацию «Альтис-Холдинг» Александра Глимбовского. Мужем младшей дочери Глимбовского является бывший глава Государственной фискальной службы Украины Роман Насиров. Мужем старшей — Андрей Гмирин, которого связывают с председателем Фонда госимущества Дмитрием Сенниченко.