Большинство украинцев встречали дезинформацию о том, что якобы вакцина опаснее COVID-19. При этом 49% полагают, что это правда.
Об этом свидетельствуют результаты опроса «Отношение населения к медиа и потребление различных типов медиа», проведенного организацией USAID-Internews.
Вместе с медийными организациями и партнерами по медиаграмотности, среди которых, Институт массовой информации, Детектор медиа, Интерньюз-Украина, Академия украинской прессы, Институт демократии имени Филиппа Орлика, интернет-изданиями «Тексти» и «БезБрехні», Internews подготовила краткий тест, чтобы определить, как практически респонденты могут отличить качественные новости от дезинформации.
Результаты теста показали значительное увеличение количества граждан, правильно определивших, какая информация правдива, а какая не в каждой из трех поданных новостей (11% было в 2020 году; 24% в 2021 году). Лишь 6% респондентов не дали никакого правильного ответа, гораздо лучшие показатели по сравнению с предыдущими годами.
Однако результаты исследования оказались не столь положительными, когда респондентов спросили о распространении дезинформации. Большинство украинцев сталкивались с этими историями, и, что еще тревожнее, значительная часть поверила в них. Это вызывает особую обеспокоенность, когда речь идет о дезинформации о вакцине от COVID-19: 68% опрошенных слышали историю о том, что вакцина опаснее самого коронавируса, а 49% сказали, что считают это правдой.
«Хотя у нас есть определенные основания для оптимизма, поскольку украинцы демонстрируют улучшение навыков медиаграмотности по сравнению с предыдущими годами, предстоит еще много работы. Больше людей, чем когда-либо, в первую очередь полагаются на социальные сети для получения новостей и, как следствие, сталкиваются с ложными и злонамеренными нарративами, которые ставят их жизнь под угрозу. Сейчас важнее всего обеспечить гражданам доступ к достоверной информации и способствовать активному развитию их личной устойчивости к дезинформации», — заявила директор Internews в Украине Джиллиан МакКормак.
Исследование «Отношение населения к медиа и потребление различных типов медиа в 2021 году» было выполнено социологической компанией InMind по заказу международной некоммерческой организации Internews, реализующей «Медийную программу в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Основная цель исследования — изучить привычки украинцев, касающиеся потребления медиа, а также их доверие к медиа, оценить уровень медиаграмотности и осведомленность населения о внедрении реформ в Украине. В июле-августе этого года представители InMind опросили 4000 респондентов в 12 областях Украины. Ошибка выборки не превышает 2,5%.
Напомним:
- В курортном городе Моршин Львовской области, который весной принял участие в эксперименте Минздрава по массовой вакцинации для выработки коллективного иммунитета, ни один больной коронавирусом не нуждается в госпитализации.
- По информации Минздрава, 17 ноября в Украине зафиксирован 20 591 новый подтвержденный случай коронавирусной болезни, с диагнозом COVID-19 госпитализированы 3907 человек и умерли 752 человека. 88,2% госпитализированных с COVID-19 на прошлой неделе – невакцинированы и не имели никакой дозы антиковидной вакцины. С начала вакцинальной кампании в Украине привито 12 554 335 человек, из них получили одну дозу – 12 554 333 человека, полностью иммунизированы и получили две дозы – 9 257 319 человек. В общей сложности проведено 21 811 652 прививок.