Президент Владимир Зеленский заявил, что Украина не боится говорить о нейтральном статусе, но спрашивает, какие у Украины будут гарантии безопасности?
«Я спросил сегодня у двадцати семи лидеров Европы, будет ли Украина в НАТО. Спросил прямо. Все боятся, не отвечают. А мы не боимся ничего. Мы не боимся, защищая наше государство. Мы не боимся России. Мы не боимся говорить с Россией. Мы не боимся говорить обо всем, о гарантиях безопасности для нашего государства.
Не боимся говорить о нейтральном статусе. Мы ведь сейчас не в НАТО. Но какие при этом у нас будут гарантии? И самое главное – какие конкретно страны нам их дадут?»
«Мы остаемся наедине в защите нашего государства. Кто готов воевать вместе с нами? Честно, не вижу таких. Кто готов дать Украине гарантию вступления в НАТО? Честно все боятся», — сказал он.
«Я говорю всем партнерам нашего государства: сейчас решается судьба нашей страны. Я спрашиваю у них: вы с нами? Они отвечают, что с нами. Но нас с собой в Альянс брать не готовы», — сказал президент.
До начала полномасштабной войны с Украиной президент РФ Владимир Путин выдвинул четыре ультиматума, среди которых был и отказ от членства в НАТО.
Бывший министр иностранных дел Украины, а ныне посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко предположил, что Украина может отказаться от вступления в НАТО, если к этому вынудят обстоятельства, в частности, если это позволит избежать войны с Россией. Впоследствии это заявление неуклюже опровергли в Офисе президента и МИД Украины.
Напомним:
- 7 февраля 2019 года Верховная Рада приняла в целом инициированный президентом закон о внесении изменений в Конституцию Украины относительно стратегического курса государства на обретение полноправного членства в Европейском Союзе и НАТО. 19 февраля президент Петр Порошенко подписал закон.
- В июне 2020 года Украина получила статус члена Программы расширенных возможностей (EOP) НАТО. Украина стала шестым партнером по расширенным возможностям НАТО наряду с Австралией, Финляндией, Грузией, Иорданией и Швецией. Каждый из партнеров имеет индивидуальные отношения с НАТО, основанные на областях, представляющих взаимный интерес.