На оккупированных территориях россияне ограничивают доступ к изучению украинского языка. Количество часов, уделяемых этому предмету в школах, собираются сократить. По традиции якобы в ответ на жалобы родителей. Виновными делают учителей.
Об этом сообщает Центр журналистских расследований со ссылками на открытые источники.
Учебный год на ВОТ Запорожской области начался с языкового скандала. Согласно опросу, проведенному оккупантами в августе 2023 года, 46 процентов школьников избрали изучение украинского языка как родного. А уже в сентябре родители стали жаловаться на чрезмерное количество уроков украинского языка.
«У нас получается хочешь не хочешь, а украинский изучают все. И это во многих школах и в Мелитополе тоже, например, был непонятный опрос родителей, хотите ли вы учить украинский язык. И если пол класса или немного больше, сказали «да», то весь класс обязан изучать украинский язык и самое главное, что урок называется «родной язык», — цитируют пропагандисты «письмо» от якобы жителя Приморска.
Бывший ректор фейкового вуза Андрей Чуйков обвинил в этой «избыточности» учителей украинского языка, которые, по его мнению, ждут деоккупации и поэтому решили не менять специальность, а чтобы не потерять работу, заставляют родителей писать заявления на изучение языка.
«Ряд учителей из Токмака, Пологовского района и окрестностей Мелитопольского района, которые ожидают возвращения Украины на эту территорию, отказались пройти курсы и заставляют родителей писать заявления на изучение украинского языка, чтобы сохранить нагрузку и зарплату», — заявил Чуйков.
Также он подчеркнул, что преподаватели, которые пошли работать в фейковый вуз, «добровольно-принудительно под давлением мягкой силы прошли такую переподготовку».
По информации жителей Пологовского района, представлять, что в условиях оккупации педагоги могут «заставлять» родителей писать заявления на изучение украинского языка абсурдно.
«В селах к каждому из педагогов, особенно к учителям украинского языка и истории, уже приходили по несколько раз с обысками и «разговорами». Большинство из нас уехали, а оставшиеся либо не ведут преподавательскую деятельность, либо «переобулись» и преподают именно то, что хотят оккупанты. Ни о какой принудительной украинизации в оккупации и речи не может быть, — рассказывает учительница-пенсионерка, которая была вынуждена выехать из села Пологовского района как раз по этой причине.
«Может в городе как-то по-другому, но в нашей деревне оккупанты знали фамилии учителей и приходили к ним с угрозами — либо идти на сотрудничество, либо «сидеть и не выдвигаться», еще прошлым летом. Поэтому представить, что сейчас кто-то пошел работать на окупантов и подстрекает родителей к изучению украинского языка, довольно сложно», — сообщила жительница Терпинновской общины Мелитопольского района.
Точку в скандале поставил «замглавы» оккупационного правительства Алексей Лысов.
Мы взяли опыт наших соседей из Республики Крым и города Севастополя, где детям дали право на изучение украинского языка. Но, как показывает практика, с каждым годом таких людей все меньше и меньше, — сообщил он.
По информации Радио Свобода, в 2021 году только 214 детей — 0,1% всех учеников полуострова в оккупированном Крыму изучали украинский язык в школах. Это при том, что, по российским данным, в Крыму на тот момент проживало 344 515 (15,68%) этнических украинцев. Такая ситуация сложилась из-за навязывания русского языка и притеснения языков других национальностей.