Эксперты утверждают, что рейдерство в Украине выходит на новый уровень — интеллектуальный. С одной стороны, потому что атаки стали более безупречными с точки зрения закона, а с другой, интерес рейдеров начал концентрироваться на нематериальных активах. Захватывать стали торговые марки, патенты и авторские права.
«Рейдерство объектов интеллектуальной собственности спровоцировал кризис, ранее такое явление особо не наблюдалось. В прошлом году было осуществлено около 100 таких рейдерских захватов. Точнее сказать нельзя, ведь многие собственники теряют свои ТМ и ничего при этом не делают», — утверждает патентный поверенный Мария Ортинская.
Как сообщает Дело, объектом внимания рейдеров чаще всего выступают именно торговые марки. Но захвату также подвергаются упаковки, устройства и технология. Захватывать и действовать подобным образом могут не только конкуренты или профессиональные рейдеры, но и бывшие сотрудники компаний, а также их экс-учредители. Примером интеллектуального рейдерства является попытка компании пресечь деятельность своих конкурентов при помощи регистрации их торговой марки. Это делается с целью запрета собственникам использовать ее и вести бизнес в целом.
«Еще один пример рейдерства на любительском уровне. Гражданин Украины попытался зарегистрировать торговую марку «Холотропное Дыхание». Также он разослал остальным желающим использовать подобную услугу письма с угрозами. Торговую марку удалось опротестовать на основании того, что холотропное дыхание является общеупотребляемым термином», — говорит эксперт.
По словам Марии Ортинской, новый тип рейдерства становится прибыльным бизнесом. Зарегистрировав на свое имя объекты прав интеллектуальной собственности, рейдер получает возможность блокировать деятельность компании, требовать деньги, использовать авторские права в своем бизнесе, и даже захватывать материальные активы. Противодействовать этому можно, если заранее позаботиться о защите объектов права интеллектуальной собственности. «Причем, необходимо выбрать правильный режим защиты, иначе все усилия будут сведены к нулю. Нужно определить наиболее уязвимые места, зарегистрировать торговую марку и запатентовать все разработки» — утверждает эксперт.