Российские оккупационные власти уже системно конфискуют недвижимость у украинских жителей Мариуполя, вынужденно покинувших город во время активных боевых действий или погибших во время осады Мариуполя. С момента начала оккупации города прошло три года.
Об этом говорится в расследовании BBC Verify «Россия захватила тысячи домов в оккупированном Мариуполе».
Как пишут журналисты, с июля 2024 года на сайтах мариупольской оккупационной администрации публиковались документы, из которых следовало, что к конфискации готовятся не менее 5700 жилых объектов. Большинство из них принадлежит украинцам, покинувшим город во время активных боевых действий или погибшим во время 86-дневной осады Мариуполя в 2022 году, но есть и такие, которые являются собственностью тех, кто сейчас проживает в городе.
Чтобы сохранить свои квартиры, владельцы вынуждены пересекать территорию России, проходить жесткую фильтрацию, сталкиваться с бюрократическими трудностями и давлением принять российское гражданство.
На фоне этих мер в городе разворачивается масштабная кампания по «русификации»: меняются названия улиц, строятся новые военные объекты. Согласно исследованию Human Rights Watch, 93% многоэтажек в Мариуполе (443 здания) были разрушены или повреждены. Власти РФ заявляют о строительстве более 70 новых домов, однако местные жители жалуются на острую нехватку жилья.
Документы также подтверждают, что 2200 квартир уже находятся на финальной стадии изъятия, а 3550 объектов — на рассмотрении. Ускорение процедуры стало возможным благодаря новому российскому закону, который существенно ограничивает возможности украинцев защищать право собственности.
Жители Мариуполя, включая более 350 тысяч человек (по данным, покинувших город) опасаются потерять свое жилье. BBC приводит типичный пример: жительница города, покинувшая его в момент начала оккупации, рассказала, что ее квартира была повреждена огнем российских танков, а позже — отремонтирована без ее ведома и заселена посторонними.
Российские же оккупанты используют термин «бесхозяйный» для описания домов, которые, по их словам, не используются или не имеют законного владельца — фактически, это имущество, не зарегистрированное в России. Но у этих квартир есть законные владельцы — жители Украины, бежавшие от российской оккупации, или наследники тех, кто погиб в результате российских атак.
Расследователи утверждают, что они не смогли найти записи о том, сколько квартир прошли финальную стадию суда. Но на недавней конференции Олег Моргун — назначенный оккупантами «мэр» Мариуполя — заявил, что было принято окончательное решение суда об изъятии около 600 квартир.
На практике, если дом попадает в любой из этих списков, вернуть собственность практически невозможно.
Действия России нарушают международное право, включая Женевскую и Гаагскую конвенции. Жители Мариуполя считают происходящее узаконенным захватом частной собственности.
Напомним:
- О синхронных действиях оккупационных администраций на оккупированных юге и востоке, в частностив Мариуполе, имеющих целью легализацию в российском правовом поле награбленного имущества украинцев, в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» рассказал Петр Андрющенко, советник мэра Мариуполя.
***
24 февраля 2022 года президент РФ Владимир Путин заявил о проведении «специальной военной операции» на оккупированном Донбассе. Россия нанесла ракетные удары по территории Украины и начала прямое полномасштабное вторжение на четырех направлениях. Вооруженные силы Украины дают отпор врагу: план блицкрига – захватить Киев за два-три дня – провалился, российская армия отступила от столицы, потерпела сокрушительное поражение на Харьковском направлении, в ноябре 2022 года ВСУ освободили Херсон и правобережье области . Российские военные совершают тысячи военных преступлений и преступлений против человечности на всей территории Украины.
Центр журналистских расследований ведет ежедневную хронику Война России против Украины на всех площадках: YouTube, Facebook, Telegram, Twitter