Санкции привели к массовым сокращениям в закрытых крымских портах — Смелянський

Крым
Юрий Смелянский, экономический эксперт Фонда «Майдан иностранных дел» Фото: investigator.org.ua

Одним из наиболее чувствительных проявлений нарушения стабильности работы крымских портов стало систематическое сокращение численности их работников.

Об этом пишет экономический эксперт Юрий Смелянский в исследовании Как работают «крымские санкции». Порты Крыма.

Изначально было понятно, что Керченский мост займет львиную долю заработков крымских портов, считает Смелянский. Он замечает, что доставка автомобильным и железнодорожным транспортом пассажиров и грузов обходится дешевле, чем доставка морским транспортом и менее зависит от погодных условий.

Автор напомнил, что в 2016 году Петр Запорожец, «депутат Госсовета» заявлял, что в крымских портах — катастрофическая ситуация:

«В Феодосийском порту до 2016 года работало более 1300 человек, сегодня осталось только 400. В Евпатории работало 600-700 человек, в настоящее время только 136, порт парализован».

В 2018 году «министерство транспорта» Крыма сообщило о планах перепрофилирования торговых портов в пассажирские. Но главной причиной называлось влияние западных санкций, которое ранее «не чувствовалось, а наоборот — стимулировало развитие». «По заданию Минэкономразвития РФ, учитывая санкционную составляющую, дано поручение подготовить концепцию развития «Крымских морских портов». Основная идея такова: нынешнюю инфраструктуру КМП перепрофилировать на рекреационную (пассажирскую) деятельность. Это пассажирские перевозки и «яхтенка», — сообщал «министр» Захаров.

Однако никакие действия по реализации этой концепции на сегодня не принимались, замечает Смелянский. В 2020 году было принято решение о сокращении с 1 апреля более 600 сотрудников Керченского торгового и рыбного портов, Керченской паромной переправы, а также городской больницы работников водного транспорта.

Исследование проведено в рамках спецпроекта  Центра журналистских расследований  «Как работают «крымские санкции» в партнерстве с Центром прав человека ZMINA.

Напомним:

  • В июле 2014 году Украина официально закрыла порты Крыма для международного судоходства. В соответствии с приказом Министерства инфраструктуры от 16.06.2014 г. «О закрытии морских портов» были закрыты морские порты Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта и Евпатория, а все документы, выданные капитанами морских портов с 15 июля 2014 года, являются незаконными.
  • Порты Крыма и Севастополя внесены в санкционные списки ЕС и США. Для обхода санкций используется схема внепортовой — рейдовой перевалки грузов в Керченском проливе или нейтральных водах с последующей транспортировкой в закрытые порты Крыма.
  • По данным Мониторинговой группы «Института Черноморских стратегических исследований», Фонда «Майдан иностранных дел» и портала BlackSeaNews, начиная с 2017 года уже 50 судов-нарушителей лишены регистрации флага за заходы в закрытые Украиной порты оккупированного Крыма по требованию постоянного представительства Украины при Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), которое использует информацию о нарушителях, зафиксированную украинскими специалистами-волонтерами.