Российская компания «Новые проекты», связанная с обвиняемым в госизмене бывшим нардепом Виктором Медведчуком, так и не смогла начать разработку и добычу газа в Черном море возле оккупированного Крыма после атаки ВСУ на буровую установку, которая должна была пробурить буровую скважину для компании летом 2022 года. С тех пор «Новые проекты» безуспешно судятся с российской государственной компанией «Черноморнефтегаз» за возврат авансового платежа за бурение. Очередной суд компания проиграла в канун Нового года.
Об этом сообщают журналисты проекта Радіо Свобода «Схеми» со ссылкой на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда Москвы от 23 декабря 2024 года.
Согласно тексту документа, «Новые проекты» обратились с исковым заявлением, в котором просили взыскать 69,8 миллионов рублей «необоснованного обогащения» с российского государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз». Это компания-«клон» украинского государственного «Черноморнефтегаза», которую российские оккупационные власти зарегистрировали в Симферополе после аннексии Крыма, присвоив ее активы. Российский «Черноморнефтегаз» по заказу аффилированной с Медведчуком компании должен был пробурить скважину в захваченном Россией украинском месторождении «Глубокая» у южного побережья оккупированного Крыма.
Свои требования «Новые проекты» аргументировали суду тем, что в 2021 году выплатили «Черноморнефтегазу» 70,2 миллиона рублей аванса (включая налоги) за услуги по бурению скважины на захваченном украинском газовом месторождении.
Однако работы так и не начались. Сначала, в августе 2021 года, командование Черноморского флота РФ не согласовало их «в связи с повышенной интенсивностью мер боевой подготовки флота», поэтому начало бурения перенесли на 2022-2023 годы.
В конце июня 2022-го ВСУ атаковали буровые платформы, и установка, которую наняли «Новые проекты», согласно материалам дела, «подверглась разрушению в результате атаки противника, и непригодна для целей предоставления услуг. Таким образом, ее разрушение является критическим препятствием для выполнения Договора».
На этом основании «Новые проекты» пытались расторгнуть сделку и вернуть уже уплаченные средства. Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы с этим не согласился, оставил в силе решение предыдущей инстанции и отклонил апелляционную жалобу.
Платформу, которой «Новые проекты» планировали бурить скважину, в материалах судебного заседания в России называют «установкой пятого поколения «Крым».
На самом же деле речь идет о самоподъемной буровой установке «Украина» (она и СПБУ «Петр Годованец» более известны как «вышки Бойко», политического соратника Медведчука), говорит Петр Горобец, заместитель главы украинского государственного «Черноморнефтегаза», контролировавший добычу и распределение газа из месторождений вокруг Крыма до начала вооруженной агрессии РФ.
20 июня 2022 года буровую платформу атаковали украинские военные, а в 2023 году вернули под контроль Украины подразделения Главного управления разведки.
Петр Горобец в комментарии «Схемам» отметил, что у «Новых проектов» теперь нет возможности начать добычу газа, поскольку Россия потеряла контроль над всеми четырьмя украинскими буровыми платформами в Черном море, а собственных не имеет. Впрочем, пользоваться этими месторождениями пока не может и Украина, ведь газовые трубы для транспортировки добываемых углеводородов проходят через находящийся сейчас под российской оккупацией Крым.
Напомним:
- Виктор Медведчуку и его партнеру нардепу Тарасу Козаку украинские правоохранители сообщили подозрения в совершении государственной измены и нарушении законов и обычаев войны, то есть, военного преступления — хищения национальных активов на оккупированной территории Крыма. ЦЖР в расследовании Глубокая ловушка в деле Медведчука писал о слабом звене дела Медведчука. Это эпизод с получением компанией «Новые проекты» лицензии рф на добычу углеводородов на участке Глубокая на захваченном россией шельфе Черного моря и передачу оккупантам документации на месторождение. Как показало расследование, бурение первой скважины должно было начаться в 2021 году, причем, с задействованием украденных у Украины самоподъемных буровых установок (СПБУ) и судов флота «Черноморнефтегаза». Однако следствие не приняло во внимание очень важные обстоятельства, которые могут развалить дело.