В оккупированном Крыму по состоянию на 2025 год не осталось ни одной украинской школы. Кроме того, на полуострове осталось всего семь школ с крымскотатарским языком обучения, хотя до оккупации их было 15.
Об этом в Facebook сообщает Крымскотатарский Ресурсный Центр (КРЦ) в Международный день родного языка, который по решению ЮНЕСКО отмечается ежегодно 21 февраля.
Как указывают правозащитники, по данным так называемого «министерства образования» оккупационной администрации, в 2023/2024 учебном году в Крыму украинский язык изучали лишь 249 учеников – это 0,015% от общего количества школьников полуострова. Для сравнения, в 2014 году украинский язык и литературу в Крыму изучали более 13 тысяч детей.
«По состоянию на 2025 год в оккупированном Крыму не осталось ни одной школы, где преподавали бы на украинском языке. Большинство классов с украинским языком преподавания были ликвидированы российскими оккупантами. Под давлением оккупантов родителей заставляют отказываться от обучения на украинском языке, учителей увольняют, учебники изымают, а любые попытки поддерживать украинскую культуру и образование преследуются. При этом оккупационная «власть» заявляет, что детей учат «по желанию родителей», но фактически создаются условия, при которых выбор в пользу украинского языка становится невозможен», — говорится в сообщении.
Как отмечают в КРЦ, ситуация с крымскотатарским языком — языком коренного народа Украины тоже оставляет желать лучшего. Особенно учитывая тот факт, что крымскотатарский язык относится к языкам, находящимся под угрозой исчезновения.
Несмотря на то, что оккупационные власти «официально» признали крымскотатарский язык одним из государственных, отсутствуют крымскотатарские версии официальных страниц сайтов, делопроизводство ведется только на русском языке, запрещают использовать родной язык в так называемых судах, что является нарушением статей 2, 8, 15 та 17 Декларации о правах коренных народов.
«До оккупации в Крыму действовало 15 школ и 384 класса с крымскотатарским языком обучения. Несмотря на то, что была открыта новая 16 школа в г. Симферополь, позже оккупационные власти сменили статус школ. Так, согласно данным оккупационных властей, осталось 7 школ с крымскотатарским языком обучения, 3 – с русским и крымскотатарским языками обучения, а 6 получили статус «общеобразовательных» школ. Из 384 классов с крымскотатарским языком обучения осталось 119», — сообщили в КРЦ.
При этом, подчеркивают правозащитники, обучение на крымскотатарском языке разрешается только до 9 класса и по заявлению родителей. Администрации учебных заведений под разными предлогами создают препятствия в подаче таких заявлений: «в Крыму один родной язык – русский», «отсутствие аудиторий», «отсутствие преподавательского состава», «отсутствие учебников», также зафиксированы случаи грубого отказа: заставляют родителей отказываться от обучения на крымскотатарском языке, или сокращают количество часов на изучение крымскотатарского языка и литературы.
Напомним:
- В школах оккупированного Крыма изучение украинского языка не предлагают уже даже факультативно, как было в прошлые годы оккупации. Несмотря на то, что украинский и крымскотатарский вместе с русским объявлены оккупантами в Крыму государственными языками, их последовательно выжимают из системы образования полуострова. Подробности читайте в материале Центра журналистских расследований: «Украинский вытеснили, крымскотатарскому приготовиться. Как из крымских школ выдавливают изучение «государственных» языков».