Разлив мазута из танкеров РФ в Керченском проливе в 2024 году повлек за собой масштабное загрязнение всего Черного моря — NGL.media

Крым
Уборка мазута на побережье возле Керчи в оккупированном Крыму. Фото: РИА Новости Крым

Украинские ученые подтвердили, что разлив мазута из российских танкеров в Керченском проливе в декабре 2024 года повлек за собой масштабное загрязнение всего Черного моря. В зоне риска оказались все причерноморские страны, на побережье которых уже фиксируют последствия аварии. Для кого-то это нефтяные пятна, для кого-то птицы в мазуте или загрязненная токсинами рыба и вода.

Об этом говорится в материале издания NGL.media «Мертвый сезон».

15 декабря 2024 года в Керченском проливе разломились два старых российских танкера – «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», которые перевозили мазут М-100 вопреки запрету на зимнюю навигацию. В результате аварии в море попало от 4 до 8 тысяч тонн мазута.

Официальная Москва назвала инцидент «форс-мажором» и утверждала, что загрязнение касается только российского побережья. Однако украинские ученые в Украинском научном центре экологии моря разработали уникальную математическую модель, доказавшую обратное: мазут циркулирует по всему Черному морю.

Согласно международным конвенциям «О защите Черного моря от загрязнения» и «О трансграничном влиянии промышленных аварий» россияне должны были как можно быстрее уведомить другие страны Черного моря об утечке мазута. Однако, как утверждает Виктор Коморин, и. директора Украинского научного центра экологии моря, россияне не только не передали данные, но и цинично продолжали врать о том, что разлив касается только их побережья.

«Но это, конечно, касается всех черноморских стран. Поэтому в декабре мы создали международную группу ученых, чтобы опровергнуть это и объяснить долгосрочные последствия разлива», — рассказал Коморин.

В группу вошли Марк Железняк из IER Fukushima University (Япония), Максим Сорокин из Института проблем математических машин и систем НАНУ (Украина), Павел Ткалич из Tropical Marine Science Institute в National University of Singapore (Сингапур) и сам Виктор Коморин. Ученые начали анализировать спутниковые снимки, социальные сети, модели движения нефти в воде, чтобы провести расчеты, показывающие направления движения нефтяных пятен.

«Мы создали две модели – для более легкой и более тяжелой фракции нефти. В обоих случаях мазут попадает в основное течение и загрязняет все побережья», – говорит профессор Марк Железняк.

Благодаря моделированию в OpenDrift, к которому привлекли ученых из Украины, Японии и Сингапура, стало известно:

мазут достиг побережья Турции, Грузии, Румынии, Болгарии, Украины;
в январе 2025 мазутные сгустки обнаружили на побережье Одесщины;
в Турции и Грузии – зафиксированы массовые случаи гибели птиц, покрытых мазутом.

«На самом деле все причерноморские страны в зоне риска ни одна не может рассчитывать на то, что избежит опасности. Как бы то ни было, все причерноморские течения пересекаются», – пояснил в комментарии NGL.media Павел Гольдин из украинского Института зоологии им. И.И. Шмальгаузена.

Как ответили в Минприроды Украины на запрос NGL.media, по предварительным подсчетам, утечка мазута нанесла экосистеме Черного моря в общем ущерб на сумму более 14 млрд дол. США. Согласно оценке Госэкоинспекции, ущерб для Украины составляет 493,5 млн дол. США.

По информации Офиса Генерального прокурора, уголовное производство по ч.1 ст.243 УКУ «Загрязнение моря» по факту разлива нефти в Керченском проливе было открыто еще 20 декабря 2024 года. Пока особого продвижения по этому делу нет.

Как отмечает руководитель аналитического направления KSE Institute Sanctions group Юлия Павицкая, то что произошло в Керченском проливе, может произойти везде, где ходят танкеры российского «теневого флота». Она с коллегами отслеживает движение российских танкеров с самого начала полномасштабного вторжения.

«Это только вопрос времени. Все сидят на этой пороховой бочке и ожидают, где произойдет очередной разлив», – считает Павицкая.

По данным KSE, сейчас около 85% российской сырой нефти транспортируется танкерами «теневого флота» – старых, неподконтрольных судов, перевозящих нефть в обход санкций и без международного страхования.

Напомним: