Правозащитники призвали Зеленского ветировать закон, позволяющий увольнять с работы работников, не сообщивших о контакте с родственниками на ВОТ

Власть
Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: president.gov.ua

Правозащитники призвали президента Владимира Зеленского ветировать принятый 25 апреля Верховной Радой закон, дающий работодателям дополнительные основания уволить работника, в частности, если он не сообщил работодателю о родственниках или других близких людях на временно оккупированных территориях.

Об этом говорится в заявлении представителей коалиции организаций, занимающихся вопросами защиты людей, пострадавших в результате вооруженной агрессии против Украины, опубликованном на сайте Центра прав человека ZMINA.

Правозащитники напомнили, что автором этого законопроекта стала скандальная «слуга народа» Галина Третьякова. Сначала, депутаты предлагали включить в законодательство норму, которая ограничивала бы работу на государственных стратегических предприятиях тех, кто поддерживает страну-оккупанта. Однако при подготовке документа ко второму чтению его сильно изменили. И в законопроект добавили норму о несообщении о контактах с людьми в оккупации.

Правозащитники подчеркнули, что это нарушает регламент ВРУ, согласно которому предложения и поправки должны соответствовать предмету правового регулирования законопроекта.

По мнению подписантов заявления, требование сообщать работодателю о контактах с находящимися в оккупации людьми противоречит госполитике реинтеграции. Кроме того, добавили правозащитники, оно делает «угрозой» миллионы граждан, которые по тем или иным причинам находятся на оккупированных Россией территориях.

«Несомненно, преступления против основ национальной безопасности, в частности коллаборационные действия, следует тщательно расследовать. Однако эти случаи должны рассматриваться через призму национального уголовного законодательства, а не изменений в КЗоТ», – считают подписанты.

При этом правозащитники подчеркнули, что в законе нет определения «связей с физическими лицами». Поэтому неясно контакты с кем могут привести к проблемам.

«Семейные связи, контакты с коллегами и друзьями или, может, поддержка связей в социальных сетях (таких, как обсуждение с неизвестными людьми новостей, текущей ситуации и т.д.). Неопределенность объема и содержания понятия «связи», о которых должен быть уведомлен работодатель, очевидно нарушает принцип правовой определенности и предполагаемости применения правовых норм. Такое положение фактически позволяет работодателю уволить работника безосновательно», – говорится в документе.

Правозащитники убеждены, что сообщения о контактах с теми, кто находится на оккупированной территории или зарегистрированными там это не что иначе, как «непропорциональная мера государственной политики для защиты национальных интересов Украины в условиях вооруженной агрессии».

«Если авторы законопроекта действительно считают, что любые «связи» с жителями оккупированных территорий или переселенцами представляют потенциальную угрозу национальной безопасности, то как быть с Силами обороны Украины – ведь многие украинские воины не просто имеют такие связи, но и сами являются переселенцами с оккупированных территорий, имеют родных и близких, воюют за возвращение в свой родной дом», – указывают правозащитники.

В связи с этим от президента требуют ветировать закон и вернуть его в Верховную Раду со следующими предложениями:

изъять из текста пункт 14 статьи 40 КЗоТ Украины;
изъять из текста абзац первый части второй статьи 142 КЗоТ Украины.

Подписавшиеся под обращением правозащитники отметили, что государство должно всесторонне содействовать поддержке жителям оккупированных территорий, а не ставить связи с ними «вне закона».

  • 25 апреля 2024 года Верховная Рада приняла в целом законопроект №7731 о внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины об установлении дополнительных оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя и некоторых других вопросов. При этом в Главном юридическом управлении ВРУ отметили, что закон может привести к неограниченности трактовки этой нормы в правоприменительной практике и нарушению прав работников. Также в ГЮУ ВР добавили, что КЗоТ не содержит определения термина «служебная проверка», который есть в законе. Вместе с тем в тексте закона не указаны конкретные вопросы, проверка работодателем по которым может проводиться и иметь следствием отстранения работника от работы.