Правозащитники считают, что инициатива «Хочу к своим», которая должна способствовать обмену украинских коллаборантов на находящихся в российском плену граждан нашего государства, может противоречить нормам международного права и в итоге привести к еще большим нарушениям прав человека на оккупированных российскими военными территориях. Также этот проект представляет угрозу информационной безопасности страны, а также ставит под сомнение в глазах стран-партнеров приверженность Украины уважению прав человека.
Об этом говорится в заявлении представителей коалиции организаций, занимающихся вопросами защиты людей, пострадавших в результате вооруженной агрессии против Украины, опубликованном на сайте Центра прав человека ZMINA.
Правозащитники напомнили, что 25 июля Офис Уполномоченного Верховной Рады по правам человека вместе с Координационным штабом по обращению с военнопленными и СБУ презентовал совместный проект «Хочу к своим», который позиционируется как механизм «возвращения гражданских украинцев из российской неволи». Его суть в том, что на отдельном сайте «Хочу к своим» обнародуют информацию о лицах, привлеченных к ответственности преимущественно за преступления против основ нацбезопасности, совершенные в условиях войны (в частности, государственная измена, коллаборационная деятельность, распространение информации о расположении и перемещении ВСУ и т.д. ), дающих согласие на их передачу на территорию РФ или временно оккупированную территорию Украины как военнопленных «для обмена на гражданина Украины, находящегося в плену РФ».
«Правозащитные организации призывают соблюдать нормы международного права в вопросах поиска инструментов для освобождения гражданских граждан, незаконно удерживаемых на территории России и временно оккупированных территориях Украины, и прекратить широкие информационные кампании, направленные на поиск «предателей» среди своих граждан», – говорится в заявлении.
Представители правозащитных организаций согласились, что существует острая необходимость поиска путей возвращения гражданских украинцев, незаконно лишенных свободы в результате вооруженной агрессии РФ. Захват гражданских лиц является военным преступлением РФ, носит систематический и массовый характер. В настоящее время зафиксировано не менее 1770 таких лиц, и эта цифра растет из-за оккупации части территории Украины.
Однако, указывают правозащитники, методы и пути возвращения граждан имеют значение, поскольку Украина является демократическим правовым государством, находится на пути интеграции в ЕС и должна обеспечивать соблюдение прав и свобод человека даже в условиях войны.
«По сути, инициировав проект «Хочу к своим», Украина впервые с начала широкомасштабного вторжения РФ заявила о намерении проводить «обмен» гражданскими лицами с российской стороной. Такая практика противоречит международному гуманитарному праву (МГП), о чем украинская сторона неоднократно подчеркивала. Освобождение гражданских граждан Украины, незаконно лишенных свободы в результате российской вооруженной агрессии, должно происходить безусловно», — отмечается в заявлении.
Фактически Украина планирует обменивать гражданских, отдавая собственных граждан в РФ или на ВОТ. Таким образом, украинские власти оставляют за скобками вопрос этичности обменов «неправильных украинцев» на «правильных украинцев», считают правозащитники.
«Стимулирование практики обмена гражданскими вряд ли приведет к созданию устойчивого механизма возвращения гражданских из незаконного содержания в РФ, о котором много говорится в последние годы. В то же время практика обмена гражданскими может создать значительные проблемы и осложнения для Украины», – добавляют авторы заявления.
Правозащитники считают, что:
- Такая инициатива в перспективе будет вести к увеличению нарушений прав человека на оккупированных территориях.
- Распространение практики обменов по данной категории лиц и использование гарантий военнопленных по ним может привести к уменьшению их защиты по международному гуманитарному праву.
- Обмен гражданских граждан Украины, осужденных, в частности, за преступления против основ национальной безопасности, может стимулировать правоохранительную и судебную систему Украины к нарушениям, поверхностному расследованию и рассмотрению соответствующих дел.
- Трудно убедиться в добровольности согласия осужденного на «обмен», ведь такое согласие предоставляется в условиях несвободы. Это может считаться выдворением такого лица из-за его политических убеждений, что является возможным нарушением принципа невыдворения.
- Эффективность предлагаемого способа возвращения гражданских лиц на практике очень сомнительна. Как отмечается на официальном фейсбуке-странице самого проекта, заинтересованности в проведении таких «обменов» со стороны российской стороны не наблюдается.
- Обнародование такого количества персональных данных не оправдано, а популяризация сайта среди граждан Украины негативно влияет на всеобщее восприятие Украины и украинцев, которые ведут войну за независимость и суверенитет.
- Создается возможность через инструмент предоставления согласия на выезд в РФ избегать мобилизации в Украине, чем может воспользоваться Российская Федерация, гарантируя мужчинам призывного возраста избегание службы.
«Мы считаем, что незаконное содержание гражданских граждан Украины является грубым нарушением норм международного права со стороны РФ, а в силу систематичности и распространенности этой практики может наконец быть квалифицированным как преступление против человечности. В то же время инициатива представителей Украинского Государства по формированию «обменного фонда» среди гражданских украинских граждан не соответствует нормам МГП и является проявлением непоследовательности государственной позиции Украины», — заявили правозащитники.
Они убеждены, что «проект «Хочу к своим» представляет угрозу информационной безопасности страны, а также ставит под сомнение в глазах стран-партнеров приверженность Украины уважению прав человека», а потому целесообразно по меньшей мере:
— закрыть доступ широкого круга пользователей к сайту https://hochuksvoim.com/ru;
— продолжать поиск путей возврата гражданских, незаконно удерживаемых в РФ, – путей, которые не должны приводить к нивелированию правовых гарантий, закрепленных международным гуманитарным правом для граждан Украины;
— активизировать работу Международной Платформы за освобождение гражданских, незаконно задержанных РФ (International Platform for the Release of Civilians Illegally Detained by the Russian Federation);
— обеспечивать справедливое и качественное рассмотрение дел о преступлениях против национальной безопасности и с учетом масштаба таких преступлений способствовать созданию механизмов надлежащего реагирования и предотвращения таких преступлений.
***
24 февраля 2022 года президент РФ Владимир Путин заявил о проведении «специальной военной операции» на оккупированном Донбассе. Россия нанесла ракетные удары по территории Украины и начала прямое полномасштабное вторжение на четырех направлениях. Вооруженные силы Украины дают отпор врагу: план блицкрига – захватить Киев за два-три дня – провалился, российская армия отступила от столицы, потерпела сокрушительное поражение на Харьковском направлении, в ноябре 2022 года ВСУ освободили Херсон и правобережье области . Российские военные совершают тысячи военных преступлений и преступлений против человечности на всей территории Украины.
Центр журналистских расследований ведет ежедневную хронику Война России против Украины на всех площадках: YouTube, Facebook, Telegram, Twitter