Казахстан, опасаясь санкций, прекратил поставки в Россию нитроцеллюлозы, являющейся сырьем для производства бездымного пороха для артиллерийских снарядов, и переориентировался на рынки стран НАТО.
Об этом в интервью Центру журналистских расследований сообщила Агия Загребельская, директор по развитию партнерств Совета экономической безопасности Украины (укр. РЕБ).
Королевский Объединенный институт оборонных исследований (RUSI) и Open Source Centre в соавторстве с аналитиками РЕБ опубликовали отчет «От руды до боеприпасов: разрушение цепочек поставки российской артиллерии», где приводятся примеры влияния санкционных режимов на прекращение поставок в Россию боеприпасов. В частности, нитроцеллюлозы из Казахстана.
«Россия импортировала нитроцеллюлозу или хлопчатобумажную целлюлозу, которая является сырьем для изготовления нитроцеллюлозы из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Тайваня, КНР других стран. И вот Казахстан, являвшийся для России значительным источником поставки этого сырья, по нашим данным, прекратил поставки в 2024 году», – сказала Агия Загребельская.
По ее данным, Казахстан нарастил поставки нитроцеллюлозы в страны-члены НАТО. Убедить правительство Казахстана партнерам удалось благодаря дипломатии и угрозе применения санкций.
«Конечно, Казахстан также получил свой профит: имеет отношения с правительствами, которые являются надежными партнерами, которые могут платить в долларах, а не в условных тугриках, и за взаимоотношения с которыми ему не грозят санкции», – сообщила эксперт.
Недавно Тайвань присоединился к Common High Priority List – это один из санкционных инструментов, направленных на борьбу с параллельным импортом. Это список высокоприоритетных продуктов западного производства, критически принципиальных для русского ВПК.
«Мы ждем, как закончится год, но пока у нас достаточно оптимистичный взгляд на то, что из Тайваня также поставки нитроцеллюлозы снизятся», – добавила Агия Загребельская.
Эксперт указала, что не существует универсальных санкций, способных остановить торговлю с Россией и повлиять на правительства третьих стран, поставляющих в РФ товары военного или двойного назначения. В то же время, достаточно эффективно работают индивидуальные инструменты для каждой страны, состоящие из мотивации для правительств и компаний получить более выгодные и надежные контракты с крупными западными компаниями и избежать угрозы санкций.
«Что делать со 100+ странами на разных континентах? Как каждую из них убедить, как для каждой из них найти аргументы? Это трудный вызов. Первое, что мы должны запомнить – нет «серебряной пули», нельзя просто взять и с половиной мира прекратить торговать. Это невозможно. С каждой страной идут отдельные дискуссии и применяется отдельный набор инструментов», – пояснила эксперт.
***
Королевский Объединенный институт оборонных исследований (RUSI) и Open Source Centre в соавторстве с аналитиками РЕБ обнародовали отчет «От руды до боеприпасов: разрушение цепочек снабжения русской артиллерии». Исследователи указывают, что именно артиллерия наносит 70% поражений Украине, поэтому ограничение ее производства может существенно ударить по военному потенциалу Москвы.
Предыдущие попытки помешать производству артиллерии не имели значительного успеха, поскольку были направлены на весь поток компонентов, движение которых в Россию сложно ограничить, например микрочипов.
Исследование RUSI предлагает меньшие, однако более уязвимые к внешнему воздействию места цепи производства. Среди них – хлопчатобумажная целлюлоза – основной ингредиент бездымного пороха для артиллерийских снарядов. России не хватает собственных ресурсов для ее производства.