Медийщики и правозащитники призывают Верховную Раду не принимать законопроект № 10242: представляет угрозу свободе слова

Власть

Медийщики и правозащитники призывают Верховную Раду не принимать законопроект №10242, предусматривающий усиление ответственности за обнародование данных из публичных электронных реестров, так как он представляет угрозу свободе слова.

«Мы, участники Медиадвижения, а также медийные и правозащитные общественные организации Украины, призываем народных депутатов Украины отказаться от поддержки законопроекта №10242 в его нынешней редакции. Этот законопроект представляет существенные угрозы для свободы слова, работы журналистов, защиты журналистских источников и обличителей коррупции в Украине», — говорится в обращении.

Как напомнили правозащитники, законопроект усиливает и внедряет уголовную ответственность по разным видам действий за размещение в свободном доступе конфиденциальной информации из публичных реестров или других действий, создающих возможность свободного доступа к такой информации неопределенного круга лиц.

«Предлагаемое наказание в виде восьми лет лишения свободы за подобные действия во время правового режима военного положения является непропорциональным и фактически превращает такие преступления в тяжкие. Под прикрытием борьбы со злоупотреблением данными создается инструмент, который может быть использован для преследования журналистов, освещающих коррупционные схемы или злоупотребления властью ответственности по нормам этого законопроекта, есть материалы о схемах выезда мужчин за границу во время военного положения или об обогащении представителей прокуратуры.

Законопроект не предусматривает никаких механизмов защиты для тех, кто разглашает конфиденциальную информацию, имеющую общественное значение. Даже при наличии общественной необходимости разглашения норм законов Украины «Об информации» и «О доступе к публичной информации», предусмотренных именно для защиты разглашения такой информации, может быть недостаточно для защиты журналистов в судах при использовании обновленной редакции статьи 361-2 Уголовного кодекса.

Превращение подобных правонарушений в тяжкие преступления открывает возможность применения негласных следственных действий против журналистов, в частности прослушивания и слежки, что существенно нарушает стандарты защиты источников информации.

Законопроект продвигается под видом выполнения требований Европейского Союза, однако его положения противоречат принципам свободы слова, защиты журналистских источников и обличителей, закрепленным в международных документах, включая недавно принятый Европейским актом о свободе медиа.

Ужесточение уголовной ответственности должно сопровождаться созданием надежных механизмов защиты журналистов и разоблачителей коррупции. Законодательство, ограничивающее возможности общественного контроля за властью и способствующее созданию атмосферы страха среди журналистов, не только вредит демократии, но и подрывает доверие к государственным институтам.

Мы поддерживаем усовершенствование законодательства, но только в том случае, если оно учитывает интересы общества, а не становится инструментом для ущемления свободы слова. В настоящее время, когда Украина борется за свое будущее как демократическое государство, любые попытки ограничения прав журналистов сверх полной необходимости, оправданной потребностью защиты интересов государства, а не отдельных его представителей, неприемлемы.

Призываем международные организации и правозащитников присоединиться к оценке этого законопроекта и высказать свою позицию по его влиянию на свободу слова в Украине.

Заявление открыто к подписям. Чтобы включиться в подписание, заполните эту форму.

Медиадвижение
Лаборатория цифровой безопасности
Институт массовой информации
ОО «Детектор медиа»
Центр публичных расследований
ОО «Платформа прав человека»
Центр прав человека ZMINA
Texty.org.ua
Следствие.Инфо
Гражданская сеть ОПОРА
Издание судебной журналистики «Решетки»
Trap Aggressor
Bihus.Info
ОО «Институт развития региональной прессы»
Онлайн-издание “Новости Донбасса“
«Украинская правда»
Euromaidan Press
Центр противодействия коррупции
Медиасеть “Окно Восстановления“
Медиа решений “Рубрика“
Онлайн-издание “Восточный вариант“
Центр демократии и верховенства права
Фонд Общество

Журналист-расследователь Украинской правды Михаил Ткач обратился к народным депутатам с призывом не поддерживать законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за обнародование данных из публичных электронных реестров.

Михайло Ткач, журналіст Української правди

Михаил Ткач, журналист Украинской правды

Ткач написал в Facebook, что действующее законодательство создает риски для обличителей коррупции. Даже в случае признания судом их действий общественно важными журналисты могут подвергаться уголовному преследованию.

«Это создает страх среди тех, кто раскрывает коррупционные схемы и злоупотребление властью. Это также нарушает защиту от уголовного преследования, предусмотренную законами Украины Об информации и Право на доступ к публичной информации за разглашение информации с ограниченным доступом», — подчеркнул Ткач.

По его словам, увеличение наказания до восьми лет лишения свободы превращает это правонарушение в тяжкое преступление. Как объясняет журналист, это дает возможность проведения негласных следственных действий, таких как наблюдение и прослушивание, поскольку Уголовный процессуальный кодекс позволяет их применять к тяжким и особо тяжким преступлениям. Таким образом, правоохранители могут усилить контроль за источниками журналистов и самими журналистами, считает Ткач.

В Центре противодействия коррупции также подвергли критике законопроект.

«В текст законопроекта запихали правки, возвращающие в закон нормы о конфискации активов коррупционеров, которые пошли на соглашение со следствием. Их Совет «случайно» отменил в ноябре», — говорится в сообщении.

Как сообщила «Судебно-юридическая газета», ссылаясь на слова члена профильного комитета ВР Игоря Фриса («Слуга народа»), до повторного второго чтения нормы, вызвавшие негатив у профессионального сообщества, вроде бы была изменена финальная версия документа, не были обнародованы на сайте парламента. Поправки комитета не опубликованы, а его заседание. проводилось в закрытом формате без информирования о результатах общественности (этот формат используется для всех заседаний указанного комитета во время военного положения).