Реальна стоимость помощи США для Украины вдвое ниже официальных оценок — исследование

Власть
конгресс сша
Фото: AP

Реальная экономическая стоимость предоставленной Украине американской военной помощи значительно ниже, чем заявлено официально. Вместо более 60 млрд долл, которые называют в Вашингтоне, фактическая сумма оценивается в 18,3 млрд долл.

Об этом говорится в исследовании Economists for Ukraine.

Отмечается, что основная причина разногласий — завышенная оценка старых запасов вооружений США. Министерство обороны заявило, что переданное оборудование стоит 31 млрд долл, но исследователи оценивают его реальную стоимость в 12,5 млрд долл. Значительная часть техники была списана, а ее использование в бою ограничено, что еще больше снижает ее стоимость.

Косвенная передача оборудования через страны-союзники, в частности Польшу, составляет около 20 млрд долл. оборонных инвестиций, но лишь 340 млн долл. из них напрямую достались Украине.

За три года войны США предоставили Украине 50,9 млрд долл. Из них 32,6 млрд долл. пошли на бюджетную поддержку — зарплаты, пенсии и другие расходы, которые возмещаются через механизмы Всемирного банка и USAID.

«Публичные рассказы о помощи Украине часто не учитывают разницу между ассигнованиями и фактически оказанной помощью», — отмечает руководство организации Economists for Ukraine.

Во-вторых, значительная часть средств идет на заказ новых систем вооружений в США, но поставки происходят с большими задержками. Из выделенных 12,1 млрд долл на закупку нового оборудования, реальная стоимость помощи для Украины оценивается лишь в 5,5 млрд долл.

Также часть американской помощи предоставляется в виде кредитов и гарантий. Например, США использовали замороженные российские активы для обеспечения кредитов Украине и Молдове на 25 млрд долл.

Например, кредит в размере 156 млн долл. позволил Украине приобрести локомотивы американского производства, поддержав 800 рабочих мест в Пенсильвании.

В общем, в исследовании делается вывод, что фактическая стоимость военной помощи США Украине составляет 18,3 млрд долл., тогда как еще 32,6 млрд долл. было предоставлено в виде бюджетной помощи, в основном через механизмы возмещения расходов.

Таким образом, общая стоимость предоставленной помощи за три года составила 50,9 млрд долл. — в среднем около 17 млрд долл. в год. Сообщается, что это соответствует лишь 0,25% федерального бюджета США. Для сравнения, это примерно столько же, сколько Вашингтон тратит на содержание и энергообеспечение правительственных зданий.

Отдельно авторы отчета отмечают, что Украина тщательно контролирует все поступления. Благодаря электронной системе управления можно отследить каждую потраченную гривну — от зарплат госслужащих до закупки офисной бумаги. Проведенные аудиты не выявили злоупотреблений или аномалий в использовании международной помощи.

Агрегацию и анализ данных проводила команда из 19 научных сотрудников Калифорнийского университета в Беркли, Стокгольмской школы экономики и Университета Минервы.

Напомним:

  • 19 февраля 2025 года президент Владимир Зеленский заявил, что информация о якобы 500 миллиардах долл. помощи Украине от США не соответствует действительности и отметил, что требования возврата этих средств минералами или другими ресурсами не соответствуют реальности. «У нас абсолютно разные цифры. У нас все очень понятно. Нам война стоила 320 млрд. 120 млрд — это мы, народ Украины, налогоплательщики. 200 млрд — это США и европейские союзники. Это пакеты оружия. Всего США дали нам около 67 млрд оружием и 31,5 млрд — прямая финансовая помощь», — сказал глава государства на пресс-конференции.
  • Старший научный сотрудник Центра политики безопасности в Вашингтоне Андрей Илларионов указал, что США никогда не давали и не выделяли Украине 350 миллиардов долларов военной, гражданской, гуманитарной и прочей помощи. «Поэтому названная неоднократно Трампом цифра 350 миллиардов долларов не только не имеет никакого отношения к действительности, это дикая фантазия», — отметил он.
  • 20 февраля 2025 года спикер Палаты представителей Майк Джонсон заявил, что Конгресс США не будет одобрять новую военную помощь Украине, потому что к этому «ни у кого нет аппетита».