Агентство оборонных закупок скрыло данные об эффективности своих закупок дронов. А Госспецсвязи – открыло.
Об этом сообщают Наші Гроші.
«Направление БПЛА остается среди ключевых приоритетов. Каждый летящий на врага дрон — это минус один шанс для оккупанта и плюс одна возможность сохранить жизнь украинскому воину».
Это цитата из апрельской новости АОЗ о 420 тысячах беспилотников поставленных на фронт с начала 2025 года. Но пока агентство поражало победными цифрами в медиаполе появился ряд сообщений о нехватке «птичек» в армии. Проблему впоследствии подтвердил и директор Агентства оборонных закупок Арсен Жумадилов:
«..поступают единичные сигналы по поводу ненадлежащего обеспечения бригад дронами».
«Наши Деньги», учитывая чувствительность темы, решили напрямую обратиться с запросами к структурам, отвечающим за поставки – Агентству оборонных закупок («АОЗ») под руководством Арсена Жумадилова и Государственной службы специальной связи и защиты информации (ГССЗИ), возглавляемого Александром Потием.
Эти структуры имеют миллиардные бюджеты, с которыми не сравнятся никакие другие закупщики. Мы просили у них обобщенную статистику без данных с ограниченным доступом: сколько процедур закупок провели, сколько завершились контрактами, сколько провалились или были отменены, сколько разорвано договоров. Данные должны были охватывать одинаковые периоды 2024 и 2025 годов, чтобы сравнить динамику и выявить возможные проблемы с поставщиками/бюджетами.
Ответы показали: подход к прозрачности в АОЗ и ДССЗЗИ кардинально разный. Госспецсвязи предоставило полный ответ, в то время как Агентство скрыло даже обобщенные цифры, хотя большинство закупок проходит публично на «Прозорро».
АОЗ в ответе на запрос «Наших денег» сообщил одну значимую цифру: в этом году в январе-апреле заключили контрактов на сумму втрое больше 2024 года — 75,45 млрд грн против 24,57 млрд грн. О «втрое больше законтрактованных БпЛА» сообщал и Арсен Жумадилов.
Цифры весомые, но не дают никакого представления об эффективности работы АОЗ, поскольку агентство не сообщило, какие закупочные бюджеты были в разных годах, на какую сумму объявлялись торги, сколько из них завершились договорам, а сколько провалились.
Официальная причина – «запрашиваемая информация не создается, не получается и не хранится» в процессе деятельности АОЗ. Иными словами, либо в Агентстве не ведут элементарный учет собственной закупочной эффективности, либо не хотят его показывать.
Для понимания масштаба деятельности агентства приведем данные из открытых источников: в 2025 году госбюджет предусматривает для АОЗ более 128 млрд грн на закупку дронов. По состоянию на май заключен контракт на 81% от доказанного плана.
В то же время Госспецсвязи сообщило — за аналогичные периоды 2024 и 2025 годов количество закупок БПЛА возросло со 125 до 200, хотя успеваемость несколько упала со 100% до 96,5% (данные по состоянию на 2 июня).
Объемы контрактов Госспецсвязи, наоборот, снизились: в 2025 году заключены договоры на 22 млрд грн, тогда как за аналогичный период 2024-го было 32 млрд грн.
При этом сократился бюджет Госспецсвязи: если в 2024 году ожидаемая стоимость закупок составляла 79,5 млрд грн, то в 2025 году — всего 55 млрд грн. Это может быть объяснено перераспределением ресурсов в пользу других покупателей.
При этом ДССЗИ так же, как и АОЗ, уже законтрактовал 82% от своего годового бюджета.
Служба также сообщила, что ежедневно отслеживает выполнение контрактов, самая быстрая поставка дронов длилась 2 дня, а самая длинная – 298 дней, никакого расторжения контракта в 2024–2025 годах не было.
Следовательно, при одинаковом уровне контактирования и существенной разнице в бюджетах — 128 млрд против 55 — АОЗ не предоставила данных, показывающих динамику закупок и эффективность расходов.
Косвенно на днях Агентство провело публичную презентацию новой модели закупок БПЛА – очевидно, признавая необходимость реформ. Объявили о переходе в три формата: рамочные соглашения через Prozorro, цифровой маркетплейс DOT-Chain Defence и прямые договора для уникальных/специализированных БпЛА.
В рамках презентации Арсен Жумадилов подчеркивал важность прозрачности:
«При разговорах с производителями и военными мы увидели ключевые барьеры – непрозрачные процедуры, сложный доступ к участию, отсутствие диалога. Поэтому обновили подходы…»
Это было 29 мая, на следующий день после того, как агентство не предоставило большинству данных в ответ на запрос.
- «Государственный оператор тыла» Минобороны весной 2025 года дважды пытался закупить партии вещевого имущества для ВСУ, однако оба раза безрезультатно. Были сорваны закупки зимних курток и брюк, рюкзаков, маскировочных костюмов, трусов, футболок, рубашек-поло, перчаток, наколенников, ремней почти на 995 млн грн.