Статья о коллаборационизме УКУ может нарушать Европейскую конвенцию о правах человека – правозащитница УХСПЧ

Власть
Анна Козьменко, юристка Центра стратегических дел Украинского Хельсинкского союза по правам человека. Фото: zmina.info

Нормы статьи 111-1 УК Украины о коллаборационной деятельности могут нарушать статью 7 Европейской Конвенции о правах человека (Никакого наказания без закона). В частности, после внесения изменений в эту статью, усиливающих ответственность для коллаборантов, государство не приняло никаких дополнительных мер по информированию о новом законодательстве жителей временно оккупированных территорий.

Об этом заявила Анна Козьменко, юрист Центра стратегических дел Украинского Хельсинкского союза по правам человека (УХСПЧ), передает ZMINA.

Правозащитница напомнила стандарт статьи 7 Европейской Конвенции о правах человека, согласно которому человек не может быть наказан без закона, который должен быть доступен и качественен.

Козьменко объяснила, что возникают вопросы доступности принятых Верховной Радой изменений ст.111-1 Уголовного кодекса. Эти изменения парламент принял и они вступили в силу 15 марта 2022 года в то время, когда ряд районов Украины были оккупированы и велись активные боевые действия и соответственно со стороны государства не были приняты никакие дополнительные меры по информированию о новом законодательстве жителей временно оккупированных территорий (ВОТ).

«Закон был обнародован на странице Верховной Рады и в газете «Голос Украины». Однако, в оккупации часто не было ни связи, ни интернета и не работали почтовые услуги. Многие люди фактически не знали, что те или иные действия являются преступлением, и их совершать нельзя. Не было диалога между государством и обществом, не было разъяснено жителям ВОТ, как следует вести себя в оккупации, чтобы не подвергнуться риску уголовного преследования», – пояснила правозащитница.

Она также напомнила, что ряд международных и украинских правозащитных организаций, в частности, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Human Rights Watch, Центр прав человека ZMINA, системно подчеркивают, что нормы статьи 111-1 УК Украины – общие, широкие и размытые.

«Они могут криминализировать любую деятельность человека в оккупации. Эта статья дает чрезмерную дискрецию правоохранительным органам и судам», – пояснила юристка.

Другой проблемный аспект уголовного законодательства – чрезмерная криминализация деяний, граничащих с правами человека, с правами на свободу выражения мнений, с правами на уважение частной и семейной жизни, правом на труд и достойный уровень жизни.

«Довольно суровые приговоры получают там пенсионеры за лайки в Facebook, в Одноклассниках, за частные разговоры между мужем и женой, что также ставит под вопрос нарушение прав человека», – указала Козьменко.

Правозащитница пояснила, что преступление о коллаборационной деятельности по формальному составу предусматривает как обязательное условие наступление общественно опасных последствий для государства. Следователи расценивают как общественно опасные последствия для государства факт занятия должности, к примеру, в оккупационном пенсионном фонде и с этого момента преступление считается оконченным.

«И неважно, сколько человек работал там, получал ли он зарплату, почему он туда пошел работать? Был ли государству нанесен ущерб от его действий? Кроме того, в статье 111-1 не определены специальные цели и мотивы. Суды также игнорируют специальный мотив и цель, тогда как они должны исследовать этот вопрос, поскольку преступление коллаборационной деятельности – преступление против основ национальной безопасности и является умышленным преступлением. И здесь мы говорим о том, что специальной целью будет нанесение государству вреда, навредить своему государству», – сказала Козьменко.

Она напомнила, что Офис Генерального прокурора в прошлом году обнародовал ориентировку для прокуроров, в которой говорилось, что необходимо учитывать и исследовать мотив лиц, обвиняемых в коллаборационной деятельности, что этот мотив должен быть антигосударственным, что человек совершил преступление по мотивам идеологии, поддержки российской власти.

«Впрочем, на практике ничего из этого не исследуется в судах. В Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов о внесении изменений в статью 111-1 Уголовного Кодекса, но они не рассматриваются», – отметила юрист.

Кроме того, Козьменко обратила внимание на мнение в юридическом сообществе, что недостатки можно было бы устранить использованием ст. 37 УК Украины (Мнимая оборона) о крайней необходимости. Также есть нормы международного гуманитарного права, являющиеся частью законодательства Украины, которые должны рассматриваться по уголовным делам.

«Гаагские конвенции и декларации 1907 года, Женевские конвенции и дополнительные протоколы к ним определяют, что сотрудничество гражданского населения с оккупационными властями законно, если оно направлено на обеспечение базовых потребностей жизнедеятельности гражданского населения. Речь идет о социальных услугах, образовании, медицинских услугах и других, связанных с гуманитарной помощью аспектах. Но в судебной практике мы видим, что почему-то ссылка на нормы международного гуманитарного права происходит только в контексте описания факта вооруженной агрессии, но не по делам о коллаборационной деятельности», – рассказала правозащитница.

При этом она обратила внимание на отсутствие диалога внутри общества о границах между коллаборационной деятельностью и выживанием в оккупации и отсутствием диалога между государством и обществом по этому поводу.

«Не все люди до конца понимают, что происходит с людьми на ВОТ, какие вызовы перед ними стоят, насколько им сложно. Не все понимают, что должен быть предел. Мы должны обсуждать этот вопрос в обществе, привлекать государство к этому диалогу и учиться различать границу между выживанием и изменой. Пока тенденция такова, что люди боятся уже возвращаться на подконтрольную правительству Украины территорию и деоккупации, поскольку боятся уголовного преследования со стороны государства», – прокомментировала она.

Напомним: