Украина объявила конкурс публично-частного партнерства (укр.ППП) по Первому и Контейнерному терминалам морского порта Черноморск Одесской области. Он стал первым проектом такого формата в портовой сфере после начала полномасштабного вторжения России. Уже более 40 ведущих международных портовых операторов и инвесторов заявили о готовности приобщиться. Концессионный конкурс по терминалам в этом порту был анонсирован в опубликованном в августе проекте Программы действий правительства.
О запуске проекта ППП в портовой отрасли сообщила премьер-министр Украины Юлия Свириденко в соцсетях.
Она отметила, что накануне в Одессе вице-премьер Алексей Кулеба подписал приказ о создании конкурсной комиссии. Следующими этапами станут подготовка документации, обїявление международного конкурса и определение победителя.
«За последний год на встречах с иностранными инвесторами каждый раз звучал интерес к этому порту. Уже более 40 ведущих международных портовых операторов и инвесторов заявили о готовности приобщиться. Это может стать крупнейшей инвестицией в истории украинских портов — сотни миллионов долларов в модернизацию и свыше $1,1 млрд. поступлений в бюджеты в течение 40 лет», — отметила Свириденко.
Она подчеркнула, что формат ППП выгоден государству, поскольку право собственности сохраняется за государством, а инвестор осуществляет модернизацию и управление. «Это сигнал миру, что Украина открыта к инвестициям и гарантирует прозрачные правила для бизнеса», — добавила премьер.

Премьер Юлия Свириденко в Администрации морских портов Украины. Фото: facebook.com/yulia.svyrydenko
Как сообщил Алексей Кулеба в Facebook, в проект вошли Первый и Контейнерный терминалы порта Черноморск. «Это стратегические активы, которые остаются в собственности государства. Инвестор приходит с капиталом и опытом, берет на себя модернизацию и управление на основе прозрачного долгосрочного договора. Государство гарантирует понятные правила и защиту, а бизнес получает возможность работать на большом стабильном рынке», – написал он.
По его словам, для Черноморской громады этот проект означает стабильность и новые возможности, а для всей страны — восстановление контейнерных перевозок.
«Уже через три года объем может достичь 250 тысяч TEU (условная единица измерения емкости грузовых транспортных средств – ред.) в год, а в перспективе вернуться к довоенным показателям более полумиллиона. Это выводит порт на уровень ведущих европейских хабов. Запуск публично-частного проекта в Черноморске станет моделью для дальнейших инициатив в портовой сфере», — подчеркнул вице-премьер.

ГП «Морской торговый порт «Черноморск». Фото: seaport.com.ua
О том, что Украина до декабря 2025 планирует объявить концессионный конкурс по Контейнерному и Первому терминалу в морском порту Черноморск и принять решение о целесообразности проекта концессии паромного комплекса, говорилось в опубликованном в августе проекте Программы действий правительства.
«Правительство продолжает работу над привлечением инвестиций в морские порты через механизм государственно-частного партнерства для развития и модернизации портовой отрасли, увеличения объемов грузоперевозок, усиления позиций Украины как морского государства», — говорится в документе.

ГП «Морской торговый порт «Черноморск». Фото: seaport.com.ua
В конце апреля 2025 года министерство развития громад и территорий Украины сообщало, что тендер среди заинтересованных в концессии Черноморского контейнерного терминала (CCT) должен был состояться во втором квартале 2025 года, а подписание контракта с победителем ожидается в четвертом квартале этого года.
Отмечалось, что такие планы были представлены участникам Инвестиционной конференции по реализации концессионного проекта в порту Черноморск, состоявшейся 24 апреля в Варшаве.
Отдельно было указано, что речь шла о долгосрочной концессии на 40 лет, охватывающей два терминала: контейнерный и универсальный с потенциалом до 760 тыс. TEU и более 5 млн. тонн груза ежегодно.

ГП «Морской торговый порт «Черноморск». Фото: seaport.com.ua
Проект передачи терминалов в порту «Черноморск» в концессию был подготовлен с участием Международной финансовой корпорации (IFC) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕВРР). У него готовая тендерная документация с четкими условиями участия, структурой рисков и гарантиями поддержки со стороны государства.
В мае 2023года Администрация морских портов Украины сообщила, что датская транспортно-логистическая группа A.P. Moeller-Maersk заинтересована в концессии контейнерного терминала в порту Черноморск.
По информации прессслужбы АМПУ, в Черноморск приезжали проектный менеджер портового оператора APM Terminals Питер Бас Бредиус и гендиректор ООО «Мерск Україна Лтд» Роман Колоянов. Они обсуждали перспективы расширения деятельности компании на украинском рынке, в частности, возможность участия в концессии контейнерного терминала в Черноморске.