Дарья Свиридова: Ситуация вокруг прокуратуры Крыма и смены ее руководства несет риск потери уникальной экспертизы в расследовании военных преступлений и оттоке специалистов

Власть
Дар'я Свиридова, фото: azones.law
Дар'я Свиридова, фото: azones.law

Как сообщал Центр журналистских расследований, Генеральный прокурор Украины Руслан Кравченко уволил руководителя прокуратуры АР Крым и Севастополя Игоря Поночовного в связи с истечением срока пребывания в административной должности. Несмотря на успешные результаты работы крымской прокуратуры, Поночовный не получил предложения о повторном назначении на эту должность или равнозначную ей. Учитывая, что Нариман Сулейманов, один из заместителей Поночовного недавно был переведен на аналогичную должность в Днепропетровскую областную прокуратуру, а в крымской прокуратуре произошло существенное сокращение штата (15 должностей, восемь из которых – прокурорские), правозащитники заявляют об опасной тенденции. По мнению известной правозащитницы Дарьи Свиридовой, эксперта Коалиции «Україна. Пʼята ранку», ситуация вокруг прокуратуры Крыма и г. Севастополя (ПАРКС) вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку есть риск для продолжения эффективного расследования международных преступлений РФ на полуострове.

Об этом адвокат и правозащитница Дарья Свиридова заявила в комментарии Центру журналистских расследований.

«Ситуация вокруг Прокуратуры АРК и г. Севастополя вызывает серьезную обеспокоенность. Она играет критически важную роль в документировании и эффективном расследовании военных преступлений совершенных в оккупированном Крыму. К сожалению, сейчас мы видим тенденции, которые могут привести к институциональной потере уникального опыта,» — считает Свиридова.

По ее оценке, остается непонятным, происходила ли какая-то коммуникация Офиса Генерального прокурора по ситуации с руководителем крымской прокуратуры, причиной вакантности этой должности.

«Это создает ситуацию, когда команда может находиться в растерянности и совершенно не понимает, какое будущее ее ждет, что недопустимо в условиях полномасштабного вторжения РФ в Украину. Это одна из ключевых прокуратур, занимающаяся вопросами международных преступлений, и единственная, которая занимается документированием преступлений в оккупированном Крыму», — заявила она.

По словам Дарьи Свиридовой, главный риск заключается в утрате уникальной экспертизы, которой владеет коллектив крымской прокуратуры.

«Команда Прокуратуры АРК — это мощные эксперты и подготовленные специалисты по международному праву, имеющие длительный институциональный опыт работы с международными преступлениями. Их опыт в документировании преступлений без доступа к территории и часто и потерпевших уникален и нарабатывался с 2016 года.

В случае потери руководителей или оттока части коллектива этот опыт может быть институционально потерян. Это невероятные риски для правосудия за международные преступления и потерпевших, ожидающих этого правосудия. И вообще для имиджа страны, которая с такими усилиями идет к устойчивому справедливому миру», — считает Свиридова.

«Меня очень беспокоит и настораживает тенденция привлечения к руководству людей без необходимой специфической экспертизы. В 2014-2015 годах мы уже имели опыт, когда военная прокуратура, занимаясь войной и оккупацией, не расследовала международные преступления (а занималась преступлениями против нацбезопасности, что тоже важно, но не покрывает все).

Если сейчас Прокуратуру АРК и Севастополь возглавит прокурор без соответствующего опыта, это ставит под удар эффективную работу целого института по расследованию международных преступлений. Это не рядовая прокуратура. Не каждый «классический» прокурор без такого специфического, уникального опыта сможет эффективно управлять этим направлением», – добавила она.

По словам Свиридовой, любая кадровая ротация в ПАРКС без учета этой уникальной экспертизы фактически отбросит прокуратуру на годы назад.

«Это отдаляет реальное приближение справедливости для потерпевших и эффективного расследования преступлений. И что особенно огорчает – это происходит на фоне общих тенденций сворачивания работы в государстве по теме оккупированных территорий», — отметила она.