Признаки подготовительных работ по дальнейшему строительству железной дороги, с помощью которой Россия запланировала соединить Ростов-на-Дону с Крымом через оккупированные территории Донецкой и Запорожской областей, позволил выявить анализ спутниковых снимков аппарата Европейского космического агентства от 25 февраля 2024 года.
Благодаря свежим данным можно с большой вероятностью предположить, где именно новые пути будут пересекать ВОТ Юга Украины.
Работы на условной Восточной ветке (Ростов – Таганрог – Мариуполь) не прекращались на протяжении всего 2023 года. В конце 2023 г. – начале 2024 г. Силы обороны Украины нанесли несколько ударов по новому железнодорожному мосту в районе. с.Гранитное, притормозив темп работ.
Строительство на Западной ветке (Мариуполь – Бердянск – Акимовка) россияне обещали начать в первом квартале 2024 года и не соврали. В частности, с. Осипенко, равноудаленный от двух портовых городов, станет узловой станцией, вместе с военным полигоном вблизи с. Новопетровка, который российские военные активно используют как для тренировок, так и для дислокации личного состава.
Из этих «узлов» к востоку могут тянуться два пути. Одна – как и предполагал ЦЖР раньше, вдоль сухопутного коридора, а через несколько километров до Мариуполя будет возвращаться на север, где, минуя с. Никольское соединится с существующей железной дорогой в районе с. Кальчик (~10 км от г.Мариуполь).
Вторая – с полигона вдоль побережья Азовского моря по маршруту Новопетровка – Куликовское – Урзуф – Юрьевка – Ялта – Азовское – морской порт Мариуполя.
Как сообщал в январе Центр журналистских расследований, Бердянск планируют соединить с Мариуполем по железной дороге в районе станции с. Трояне, что в ~20 км северо-западнее города.
От с. Трояны железная дорога будет следовать через с. Новопавловка параллельно береговой линии Азовского моря до с. Нововасиловка, откуда один путь пойдет на Мелитополь, а другой – в Приазовский, откуда дальше до Акимовки, которая находится на 20 километров южнее Мелитополя и, по мнению оккупантов, менее достижима для ударов ВСУ.
Присоединиться к уже существующей ветви Мелитополь – Джанкой россияне планируют в районе с.Кирпичное, что в 10 км к северу от станции Акимовка.
Новую железную дорогу могут присоединить к действующей «Бердянск — Токмак» в районе станции Елизаветовка и Нельговка.
В Бердянском районе есть еще один возможный участок: Елизаветовка – Софиевка – Николаевка – Бердянское. Однако этот маршрут пересекает г. Берда, поэтому без строительства нового железнодорожного моста его реализация невозможна.
Стоит отметить, что на указанных участках речь не идет о укладке железнодорожного полотна. На данном этапе спутниковые снимки фиксируют только подготовку, а именно следы от работы тяжелой техники по укладке земляных насыпей или разравнивание грунта, где это нужно.
В то же время прогресс по строительству Россией железнодорожного коридора в дополнение к автомобильному очевиден.