В связи с известными событиями в Сирии и около эксперты и политологи радостно оживились и набросились на турецкие проливы, вычисляя, каким образом Турция сможет их перекрыть. Остается только разводить руками от их анализов и прогнозов. Турции не надо нарушать никакие конвенции Монтре и ООН для того, чтобы перекрыть эту важнейшую для РФ артерию.
Есть несколько вариантов развития событий.
Предположим, Турция ограничится перекрытием канала снабжения российской операции в Сирии. Если говорить о сравнительно мирном перекрытии, то оно не будет полным, но скорее всего, станет критическим. Большинство судов, снабжающих защитников сакральности в Сирии, являются чисто торговыми, под удобными флагами или флагом РФ. Часть судов переведены, или переводятся, в состав вспомогательного флота ВМФ РФ. Эти последние переходят в другой статус, и остановить их, или помешать их проходу, это то же самое, что остановить военный корабль, это практически объявление войны.
Но большинство, повторяю, пока еще находится в статусе обычных гражданских судов, причем часть под т.н. «удобными» флагами, а это означает отсутствие государства, которое за них бы вступилось. Даже если флаг РФ, это все равно не помешает Турции остановить такое обычное грузовое судно под тем или иным предлогом. Это происходит направо и налево по всему миру, чаще всего в связи с подозрением на перевозку контрабанды. Но можно и остановить под другим предлогом, совершенно между прочим, оправданным, когда речь идет о турецких проливах вообще, и особо, Босфоре. Это касается безопасности мореплавания в проливах, об этом давно идет речь, и не только в Турции. Проливы перегружены, время от времени там происходят очень серьезные морские аварии, угрожающие безопасности граждан Турции и ее экологии, а также Стамбулу. Постоянно выдвигаются и рассматриваются проекты разгрузки проливов, особенно от танкеров, как особо опасных.
А тут имеем следующее – по проливам беспрерывной чередой идут грузовые суда под «левыми» флагами сомнительных компаний, обеспечивающие военную операцию РФ в Сирии. Эта «линия» уже стала известной, как «Сирийский Экспресс». Понятно, что на борту судов находятся отнюдь не рождественские игрушки, а в большинстве своем, опасные военные грузы. Спрашивается, будет ли Турция в своем праве, если она остановит такое судно для проверки его груза, найдет там боезапасы и предъявит претензию, что боезапасы перевозятся с нарушениями техники безопасности? Отвечается – будет. И конвенция Монтре тут побоку. Если у турецких властей не хватит опыта придирок, то этого опыта с лихвой у контролирующих органов России вроде Роспотребнадзора, есть, где позаимствовать.
Некоторые эксперты говорят, что РФ переведет все суда, участвующие в Сирийском Экспрессе, под «удобные» флаги, и тем самым, сделает их «невидимыми». Редкостная чушь. В том и дело, что вычислить такие суда совершенно нетрудно, и скорее всего, они в Турции все уже под контролем и учетом. Я, сидя в Таиланде, провел свое небольшое исследование Сирийского Экспресса, не напрягаясь, в качестве развлечения в свободное от работы время. С ходу вычислил не менее дюжины. Исследование можно найти здесь: http://www.odin.tc/mbnew/read.asp?articleID=837 – на русском, и здесь http://www.news.odin.tc/index.php?page=view/article/2495/Syrian-Express-Study — на английском.
Вычислять их достаточно легко именно для Турции, ибо половина или более этих судов брались в чартер, или уже выкуплены, у турецких компаний. Старые такие, дешевые лоханки. Вообще забавная эта штука, Сирийский Экспресс. Со свойственной нам мудростью и предусмотрительностью, мы покупали суда для обеспечения наших военных действий у нашего как выяснилось, чуть ли не главного врага. То есть сначала купили, а потом сделали из того, от кого зависит дальнейшая работа этих судов, врага. Мудро. Дальновидно. Многоходово. Как любят писать патриотические блоггеры, «я аплодирую ВВП». Я не просто аплодирую, я кричу «бис» и искренне наслаждаюсь цирком. Сделать врага из того, кто может задушить твою военную операцию без единого выстрела и без всякого объявления войны, это не каждому дано.
Речь идет, повторяю, об очень ограниченном числе судов, вряд ли более 20-ти. Устроить им веселую жизнь очень просто. Это не перекроет полностью всю логистику, но – большую ее часть, что прихлопнет сирийскую авантюру вернее, чем ракеты, бомбы, подводные лодки и авианосцы «наших партнеров».
В случае перехода конфликта в «горячую» фазу Турция может перекрыть проливы для судоходства, завязанного на проливы. То есть полностью перекрыть одну из двух главнейших внешнеторговых артерий России. Да, цена на нефть, наконец-то, резко возрастет, тем самым вроде бы главная цель сирийской сакральной операции будет достигнута. Но какой ценой? При перекрытии черноморской артерии экономику РФ не спасут и 300 долларов за баррель. Впрочем, полное закрытие проливов для российских грузов тоже имеет свои варианты, это тема отдельного разговора.
Ну и в качестве концовки – Турция похоже, мягко попыталась пояснить России, кто в доме хозяин. Я имею в виду сообщения о длительных простоях некоторых российских судов в ожидании получения разрешения на проход Босфором. Обратите внимание – конвенция Монтре никак не нарушена. Есть Центр контроля движения судов в Босфоре. Без его разрешения ни одно судно не зайдет в пролив. Чем он руководствуется, это его дело. Вообще-то он руководствуется безопасностью судоходства, но может, у него что другое на уме, но поди докажи. Он не давал добро российским судам в течении некоторого времени. Потом дал. Намек понятен? Черт его знает, поймут ли намек в Кремле, у него с понятливостью явно проблемы. Запустят на ТВ очередного кого-нибудь, с предложением уничтожить Турцию точечным ядерным ударом, и я не думаю, что Турция воспримет это, как жест доброй воли.
Если РФ считает, что отношение к российским судам предвзятое, пусть соберет факты и идет с этими фактами в суд или ООН. Факты придется собирать долго. За это время сирийская кампания РФ, без надлежащей логистики, просто прикроется, как стройка без снабжения. В общем, Россия делает все возможное и сверх того, чтобы задушить свою собственную военную операцию. Может, многоходовочка какая?
Источник: Maritime Bulletin