В ноябре 2004 года, накануне президентских выборов, Киев посетил американский сенатор Ричард Лугар. Для Америки смысл визита был в том, чтобы подчеркнуть необходимость демократических выборов, показать, что этот регион им небезразличен. Но не настолько небезразличен, чтобы отправлять туда госсекретаря, пишет в Facebook Александр Щерба, посол Украины в Австрии.
В целом, ощущения в Вашингтоне было на тот момент такое, что Украина выскальзывает из демократического мира, и ничего с этим не поделаешь. И делать никто особо ничего не хотел. Для Буша приоритетом был Ирак. Тем более никто и не знал тогда, что Украина способна на Майдан. Многие видели Украину как следующую Беларусь. Такая диспозиция.
В Украине же диспозиция была немножко другая. В том числе и в том смысле, что многие украинские политики мерили Америку своим меркам. В их понимании официальная цель визита Лугара это было лишь прикрытие, «легенда». На самом деле, считали они, в Киев ехал американский «смотрящий», представитель «вашингтонского обкома». Чтобы «решать вопросы».
И случилось то, что должно было случиться: украинские политики (как прозападные, так и пророссийские, кстати) массово рвались на встречу с Лугаром. Чтобы решить свои вопросы. Это при том, что 72-летний сенатор из Индианы реально интересовался в Украине двумя вещами: темой разоружения (чуть больше) и темой демократии (немного меньше). От других наших проблем он был далек. Фамилии людей, которые вручали ему свои визитки и что-то нашептывали, у него в голове не задерживались.
Прошло много лет. Сенатора Лугара уже нет на свете. Но каждый раз, когда я слышу фразы о «потере субъектности», о «внешнем управлении» от одного политического лагеря, а от другой — «вся надежда только на Америку», я вспоминаю шальные глаза сенатора и его помощников, когда они тогда вернулись из Киева в Вашингтон.
Друзья, никому на Западе не нужна наша «субъектность». «Внешнее управление» существует только в головах. Да, есть страны, которые хотят решать с нами свои интересы. Это нормально. Мы тоже хотим решать свои вопросы с другими. Это и называется международными отношениями, альянсами. Иногда чужие интересы совпадают с нашими, иногда — нет. По опыту, когда речь идет об Америке и ЕС, то, как правило, наши интересы близки. А когда речь идет о России, то нет. Просто потому, что Россия не видит нас как государство, а Запад видит. Россия украла нашу землю, а Запад не крал.
Но смотреть на Украину как на поле битвы между Россией и Америкой — это опускаться до уровня Соловьева и Киселева. Единственная битва, которая здесь бурлит, это наша битва за нашу свободу и наш успех. Поэтому давайте не будем унижать свое государство. Давайте не опускаться до штампов о том, что кто-то придет — порядок наведет. Я понимаю, когда категориями зон влияния мыслят люди, которые Украина пренебрегают. Но слышать такие нотки от патриотических украинцев странно. Порядок в Украине может навести только Украина. Запад может только помочь. И то, только в рамках собственных интересов.